Налоговая выручка и рыночные цены

Выручку от продажи отражают в налоговом учете и декларации исходя из тех цен, по которым товары, работы или услуги компании были отгружены покупателям (то есть их договорной стоимости). Напомним, один из основных принципов гражданского законодательства - свобода договора. Его условия стороны определяют по своему усмотрению (кроме случаев, когда наличие определенного условия предписано законом или иными правовыми актами)*(327). Те же положения, в частности, применимы и к ценам, которые устанавливают стороны сделки*(328).
В налоговом законодательстве закреплено понятие "рыночная цена". При этом любая цена сделки (пусть даже искусственно заниженная) считается рыночной, пока не доказано обратное. Обязанность доказать, что цена не соответствует рыночной, лежит на налоговых инспекторах. Они же в определенных Налоговым кодексом случаях вправе проверять правильность применения цен по сделкам для целей налогообложения. Закрытый перечень оснований для такой проверки приведен в пункте 2 статьи 40 Налогового кодекса. В нем значатся взаимозависимость сторон, бартерные и внешнеторговые операции, а также подозрительные сделки (то есть те, по которым цена более чем на 20% отклоняется от уровня цен, применяемых фирмой в пределах непродолжительного периода времени по идентичным или однородным товарам). Факт продажи товаров ниже рыночных цен сам по себе не является основанием для такой проверки. Например, компания всегда реализует один и тот же товар по цене ниже рыночной. В этой ситуации инспекторы проверять цены не вправе. В то же время они могут провести такую проверку, если одни и те же товары продаются по разной стоимости и разброс цен превышает 20 процентов.
В Налоговом кодексе не указано, какой отрезок времени нужно считать непродолжительным - день, неделю, месяц, квартал, год. В результате по этому поводу возникают многочисленные споры компаний с проверяющими. Первые заинтересованы срок уменьшить, а вторые - максимально увеличить. Согласия в этом вопросе нет. В том числе и в судебных решениях. Так, в одном из налоговых споров инспекторы посчитали непродолжительным весь период реализации товаров (он составлял 2 года). Судьи с этим не согласились*(329).
Если основание для проверки есть, то инспекторы определяют рыночную цену на идентичные или однородные товары, работы, услуги одним из методов, предусмотренных Налоговым кодексом. Итак, рыночная цена установлена. Выясняется, что цены, которые применяют стороны сделки, отклоняются от рыночной в сторону повышения или понижения более чем на 20 процентов. Тогда инспекторы вправе вынести решение о доначислении всех налогов и пеней, рассчитанных исходя именно из рыночной цены. Причем такое решение может быть принято только по результатам камеральной или выездной проверки с обязательным оформлением соответствующего акта.

Пример
В течение 3 дней строительная фирма продала 3 одинаковые однокомнатные квартиры за 2 000 000 руб., 2 800 000 руб. и 3 300 000 руб. соответственно. Есть ли в данной ситуации у контролеров повод проверить правильность применения цен?
В нашем случае заметен значительный разброс цен в течение непродолжительного времени по одинаковым сделкам, что указывает на их подозрительность.
Определим средний уровень цен, применяемых фирмой в эти 3 дня, на идентичные товары (квартиры). Он равен:
(2 000 000 руб. + 2 800 000 руб. + 3 300 000 руб.) : 3 шт. = 2 700 000 руб.
Процент отклонения от полученного уровня цен по каждой из 3 сделок составит:
(2 000 000 руб. - 2 700 000 руб.) : 2 700 000 руб. х 100% = 25,9%;
(2 800 000 руб. - 2 700 000 руб.) : 2 700 000 руб. х 100% = 3,7%;
(3 300 000 руб. - 2 700 000 руб.) : 2 700 000 руб. х 100% = 22,2%.
Получается, что 1-я и 3-я сделки - подозрительные. Ведь отклонения цен по ним превысили 20% от рассчитанного уровня цен на идентичные товары за непродолжительный период.
Инспекторы определили, что рыночная стоимость идентичной квартиры на данном рынке недвижимости составляет 3 000 000 руб. С ней налоговики и сравнили цены по 1-й и 3-й сделкам:
(2 000 000 руб. - 3 000 000 руб.) : 3 000 000 руб. х 100% = 33,3%;
(3 300 000 руб. - 3 000 000 руб.) : 3 000 000 руб. х 100% = 10%.
Таким образом, только в первом случае отклонение цены реализации от рыночной цены больше 20%. Это является основанием для принятия налоговым органом решения о доначислении налогов и пеней.
Фирма может и самостоятельно доначислить налоги (то есть рассчитать их исходя из рыночных цен на товар). В этой ситуации уплаты пеней можно избежать.
Чтобы снизить риски, связанные с налоговыми проверками по вопросу ценообразования, разброс цен нужно обосновать. Например специальными скидками, которые могут предоставляться не только на основаниях, перечисленных в Налоговом кодексе:
- продажа товара на условиях предварительной оплаты;
- дополнительные условия договора (например по доставке товара);
- повышенные гарантийные обязательства.
Данный перечень можно продолжать. Чем больше условий выполняется одновременно, тем легче обосновать колебание цены. Во избежание споров с налоговыми органами необходимо действующую систему скидок закрепить во внутренних нормативных документах организации-продавца. Это могут быть приказы (распоряжения) руководителя фирмы, утвержденные бизнес-планы, акты на уценку дефектных товаров и т.д.
Так, компания сдавала в аренду нежилые помещения. Инспекция посчитала, что ставки арендной платы отличаются от рыночных, что привело к занижению дохода от реализации и базы по налогу на прибыль. Компания с выводами проверяющих не согласилась. Плата за помещения была установлена в зависимости от их предназначения (офис, складское помещение), технических характеристик, расположения. Суд поддержал доводы компании, указав, что проверяющие не учитывали разнородность помещений и их предназначение. Кроме того, экспертная компания, которую привлекала налоговая инспекция, применила метод определения цены схожих объектов, не предусмотренный Налоговым кодексом*(330).
В налоговом законодательстве не прописаны ответы на ряд вопросов, которые необходимы для определения рыночной цены. Например, какие источники информации о рыночных ценах можно считать официальными. В отсутствие официальных источников информации о рыночных ценах фирма вправе воспользоваться независимой оценкой. Бывает, что даже четкое исполнение организацией требований пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса не гарантирует отсутствие претензий со стороны проверяющих. Ведь использованные компанией официальные данные или результаты оценки могут показаться инспекторам недостоверными. В этом случае с трудностями столкнется не только фирма, но и налоговики, ведь применение статьи 40 Налогового кодекса - крайне непростое дело. Зачастую инспекторы не могут правильно определить доход по безвозмездно полученному имуществу, в результате чего проигрывают в суде.
Однако не все споры заканчиваются удачно для фирм. Так, компания заключила с физлицами договоры безвозмездной аренды транспорта, но решила не включать в свой доход стоимость безвозмездно полученного права. При этом затраты, связанные с эксплуатацией транспорта, в расходы принимались. Инспекторы получили из местного отдела статистики письмо об отсутствии данных о ценах на аренду идентичных авто. Это позволило обратиться сначала к методу цены последующей реализации, а затем и к затратному методу. В результате суд признал доход определенным верно и подтвердил законность решения о начислении недоимки и санкций*(331).

Copyright 2011 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Пособие для подготовки промежуточной бухгалтерской отчётности
Сноски ()*