Особенности учета отдельных видов прочих доходов и расходов

Порядок отражения тех или иных доходов и расходов в бухгалтерском учете компании зависит от их вида. Рассмотрим те, которые наиболее часто встречаются в работе бухгалтера.

Доходы от предоставления имущества в пользование

Как правило, имущество предоставляют в пользование в рамках договора аренды. Доходы, полученные по такому договору, отражают в составе прочих и вписывают в строку 2340 "Прочие доходы" новой унифицированной формы отчета. Исключение предусмотрено для случаев, когда получение подобных доходов является для компании обычным видом деятельности. В такой ситуации их вписывают в строку 2110 "Выручка" и отражают в составе выручки.
Все затраты, связанные с этой деятельностью, включают в состав прочих расходов и указывают в строке 2350 "Прочие расходы" новой унифицированной формы отчета. Сумму НДС, начисленную с арендных поступлений (если компания является плательщиком НДС и не получила освобождение от этого налога), здесь не отображают.
Зачастую компания получает арендную плату авансом. С 2011 года в этом случае компания должна ее отразить в качестве авансов полученных (счет 62, субсчет 62 "Авансы полученные") по строке 1520 "Кредиторская задолженность" новой унифицированной формы Бухгалтерского баланса. Ранее такие поступления отражались в составе доходов будущих периодов. Если компания является плательщиком НДС, то с суммы арендной платы, полученной вперед, нужно начислить этот налог. В дальнейшем ее можно принять к вычету.

Пример
В марте компания сдала принадлежащее ей помещение в аренду. Арендная плата получена авансом за апрель, май и июнь. Сумма платы за этот период времени составила 70 800 руб. (в том числе НДС - 10 800 руб.). Арендная плата получена в полном размере. Ежемесячные расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду (затраты на оплату труда персонала, занятого в этой деятельности, и соцотчисления с нее, амортизация имущества, предоставленного в аренду, и т.д.), составляют 9 300 руб. Оплата услуг сторонних организаций, которые необходимы в этой деятельности, - 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). Предоставление имущества в аренду является для компании прочей деятельностью. Фирма ведет учет с использованием счета 98.
В этой ситуации поступление арендной платы отражают записями:
Дебет 51 Кредит 62 субсчет "Авансы полученные"
- 70 800 руб. - поступила арендная плата за 3 мес.;
Дебет 62 субсчет "Авансы полученные" Кредит 68
- 10 800 руб. - начислен НДС с арендной платы.
Ежемесячно в течение апреля - июня часть арендной платы фирма должна включать в состав прочих доходов. Это отражают записями:
Дебет 68 Кредит 62 субсчет "Авансы полученные"
- 3600 руб. (10 800 руб. : 3 мес.) - восстановлен НДС, ранее начисленный с арендной платы, в размере 1/3 суммы;
Дебет 62 субсчет "Авансы полученные" Кредит 91-1
- 23 600 руб. (70 800 руб. : 3 мес.) - ежемесячная сумма арендной платы отражена в составе прочих доходов;
Дебет 91-2 Кредит 68
- 3600 руб. (23 600 руб. х 18/118) - начислен НДС с ежемесячной суммы арендной платы;
Дебет 91-2 Кредит 02 (69, 70...)
- 9 300 руб. - отражены затраты, связанные с предоставлением имущества в аренду;
Дебет 19 Кредит 60
- 900 руб. - учтен "входной" НДС по услугам сторонних организаций, связанных с предоставлением имущества в аренду;
Дебет 91-2 Кредит 60
- 5000 руб. (5900 - 900) - списана стоимость услуг сторонних организаций, связанных с предоставлением имущества в аренду.
Сумма арендной платы, отражаемая в строке 2340 "Прочие доходы" новой унифицированной формы отчета (без НДС), составит:
70 800 - 10 800 = 60 000 руб.
Сумма расходов, связанных с предоставлением имущества в аренду, указываемая в строке 2350 "Прочие расходы" отчета, будет равна:
(9 300 руб. + 5000 руб.) х 3 мес. = 42 900 руб.

Продажа прочего имущества

В строку 2340 "Прочие доходы" вписывают доходы от продажи прочего имущества компании. Например нематериальных активов, основных средств, объектов незавершенного капитального строительства, материалов. Их указывают в форме без налога на добавленную стоимость. По строке 2350 "Прочие расходы" новой унифицированной формы отчета отражают все расходы, связанные с такими продажами. Кроме того, в ней указывают фактическую себестоимость (по материалам) или остаточную стоимость (по нематериальным активам и основным средствам) такого имущества.

Пример
В отчетном периоде компания реализовала основное средство за 944 000 руб. (в том числе НДС - 144 000 руб.). Его первоначальная стоимость составила 780 000 руб. На момент продажи по нему была начислена амортизация в сумме 130 000 руб. Расходы, связанные с продажей основного средства, составили 59 000 руб. (в том числе НДС - 9 000 руб.).
Кроме того, фирмой были проданы излишки материалов. Их фактическая себестоимость составила 390 000 руб., продажная цена - 531 000 руб. (в том числе НДС - 81 000 руб.). Расходы, связанные с этой продажей, равны 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.).
Указанные операции отражены записями:
Дебет 62 Кредит 91-1
- 944 000 руб. - отражены доходы от продажи основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 68
- 144 000 руб. - начислен НДС с доходов от продажи основного средства;
Дебет 02 Кредит 01
- 130 000 руб. - списана амортизация по проданному основному средству;
Дебет 91-2 Кредит 01
- 650 000 руб. (780 000 - 130 000) - списана остаточная стоимость основного средства;
Дебет 19 Кредит 60
- 9 000 руб. - учтен "входной" НДС по расходам, связанным с продажей основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 60
- 50 000 руб. (59 000 - 9 000) - учтены расходы по продаже основного средства (без НДС);
Дебет 68 Кредит 19
- 9 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС;
Дебет 62 Кредит 91-1
- 531 000 руб. - отражены доходы от продажи материалов;
Дебет 91-2 Кредит 68
- 81 000 руб. - начислен НДС с доходов от продажи материалов;
Дебет 91-2 Кредит 10
- 390 000 руб. - списана фактическая себестоимость проданных материалов;
Дебет 19 Кредит 60
- 3600 руб. - учтен "входной" НДС по расходам, связанным с продажей материалов;
Дебет 91-2 Кредит 60
- 20 000 руб. (23 600 - 3600) - учтены расходы по продаже материалов (без НДС);
Дебет 68 Кредит 19
- 3600 руб. - принят к вычету "входной" НДС.
По строке 2340 "Прочие доходы" новой унифицированной формы отчета будет отражен доход от продажи основного средства и излишков материалов (без НДС) в сумме:
944 000 - 144 000 + 531 000 - 81 000 = 1 250 000 руб.
В строку 2350 "Прочие расходы" новой унифицированной формы отчета нужно вписать сумму расходов, связанных с этими операциями, а также остаточную стоимость основного средства и фактическую себестоимость проданных материалов. Эта сумма составит:
650 000 + 50 000 + 390 000 + 20 000 = 1 110 000 руб.

Copyright 2011 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Пособие для подготовки промежуточной бухгалтерской отчётности
Сноски ()*