Коммерческие расходы (строка 2210)

В данную строку формы вписывают сумму расходов компании, которые связаны с реализацией и сбытом готовой продукции, товаров, работ или услуг, выручка от продаж которых отражена в строке 2110 "Выручка" новой унифицированной формы Отчета. Подобные расходы отражают по дебету счета 44 "Издержки обращения". В строке 2210 "Коммерческие расходы" отчета указывают сумму расходов, списанную с этого счета на счет по учету выручки от продаж (счет 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж").

Состав и учет коммерческих расходов

Порядок признания и определения размера коммерческих расходов полностью соответствует порядку признания и определения суммы затрат, связанных с обычными видами деятельности. Подробнее об этом читайте в разделе "Себестоимость продаж". Состав таких затрат у промышленных и торговых организаций различается. Так, промышленные предприятия в составе коммерческих расходов, в частности, учитывают затраты на:
- затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
- доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
- оплату услуг посреднических организаций, через которые реализовывалась готовая продукция;
- содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;
- оплату труда продавцов;
- упаковку готовой продукции;
- рекламу готовой продукции;
- представительские расходы;
- командировки сотрудников отдела сбыта.
Фирмы, занятые торговой деятельностью, отражают в составе коммерческих расходов все затраты, связанные с ведением этой деятельности (за исключением стоимости проданных товаров, учитываемой по строке "Выручка" отчета). Здесь, в частности, могут быть отражены расходы:
- на перевозку товаров;
- оплату труда работников фирмы;
- аренду производственных помещений и складов;
- содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, используемых в основной деятельности;
- хранение и подработку товаров;
- рекламу;
- представительские расходы;
- командировочные расходы;
- амортизацию основных средств и нематериальных активов;
- приобретение тепло- и электроэнергии;
- оплату услуг охраны.

Пример
За отчетный период расходы торговой компании составили 2 231 000 руб. (в том числе НДС - 306 000 руб.), из них на:
- аренду торговой площади, склада и помещений общехозяйственного назначения - 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.);
- транспортные расходы по доставке товаров - 1 180 000 руб. (в том числе НДС - 180 000 руб.);
- оплату юридических и консультационных услуг - 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.);
- оплату труда сотрудников компании и соцотчисления с нее - 189 000 руб.;
- амортизацию основных средств - 28 000 руб.
Согласно бухгалтерской учетной политике компании транспортные расходы учитываются в составе издержек обращения.
Указанные затраты отражают записями:
Дебет 19 Кредит 60
- 90 000 руб. - учтен "входной" НДС по расходам на аренду;
Дебет 44 Кредит 60
- 500 000 руб. (590 000 - 90 000) - учтены расходы на аренду;
Дебет 68 Кредит 19
- 90 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС по расходам на аренду;
Дебет 19 Кредит 60
- 180 000 руб. - учтен "входной" НДС по транспортным расходам;
Дебет 44 Кредит 60
- 1 000 000 руб. (1 180 000 - 180 000) - учтены транспортные расходы;
Дебет 68 Кредит 19
- 180 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС по транспортным расходам;
Дебет 19 Кредит 60
- 36 000 руб. - учтен "входной" НДС по юридическим и консультационным услугам;
Дебет 44 Кредит 60
- 200 000 руб. (236 000 - 36 000) - учтены затраты на юридические и консультационные услуги;
Дебет 68 Кредит 19
- 36 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС по юридическим и консультационным услугам;
Дебет 44 Кредит 69, 70
- 189 000 руб. - начислена зарплата сотрудникам компании и соцотчисления с нее;
Дебет 44 Кредит 02
- 28 000 руб. - начислена амортизация по основным средствам.
Общая сумма издержек обращения, сформировавшаяся в учете на конец отчетного периода, составила:
500 000 + 1 000 000 + 200 000 + 189 000 + 28 000 = 1 917 000 руб.
Если такие затраты будут списаны в отчетном периоде на счет по учету выручки (счет 90 "Продажи"), их отражают по строке 2210 "Коммерческие расходы" новой унифицированной формы Отчета. Сумму несписанных издержек указывают в строке 1210 "Запасы", подраздел "Незавершенное производство" бухгалтерского баланса.

Списание коммерческих расходов

Единый порядок списания коммерческих расходов законодательством о бухгалтерском учете не установлен. Поэтому их списывают по-разному. Выбор того или иного способа зависит от многих факторов и определяется компанией самостоятельно. Его закрепляют в качестве элемента бухгалтерской учетной политики.
С учетом рекомендаций, изложенных в Инструкции по применению Плана счетов*(309), производственные предприятия расходы на продажу могут полностью или частично списывать в дебет счета 90 "Продажи" (субсчет 2 "Себестоимость продаж"). При частичном списании расходы на упаковку и транспортировку подлежат распределению между видами отгруженной продукции исходя из показателя, выбранного самой фирмой (например веса, объема, количества или себестоимости готовой продукции).
Данное распределение связано с тем, что не вся отгруженная покупателям продукция может быть реализована. Это зависит от определенных в договоре условий перехода права собственности на нее. Так, если продукция отгружена в рамках товарообменного договора или договора поставки, она не будет считаться реализованной до того момента, пока покупатель не осуществит встречную отгрузку (в первом случае) или не выполнит необходимые условия договора (во втором случае). Следовательно, часть коммерческих расходов будет относиться к отгруженной, но не реализованной готовой продукции.
Сумму коммерческих расходов, подлежащую списанию, можно определить исходя из специального коэффициента. Его рассчитывают по формуле:

Количество*(310) продукции, отгруженной
   и реализованной за отчетный период            Коэффициент коммерческих
--------------------------------------------- =  расходов, относящихся к
Количество*(310) продукции, отгруженной и не     реализованной продукции
реализованной на начало отчетного периода
+ Количество*(310) продукции, отгруженной за
отчетный период

Далее сумму коммерческих расходов, подлежащих списанию, определяют так:

(Коммерческие расходы,
которые числятся в учете      Коэффициент коммерческих   Сумма коммерческих
на начало отчетного периода х расходов, относящихся к  = расходов, которая
+ Коммерческие расходы        реализованной продукции    должна быть списана
за отчетный период)                                      в отчетном периоде

Пример
Компания занимается производством готовой продукции. На начало отчетного периода количество отгруженной продукции, на которую право собственности к покупателям не перешло, равно 300 ед. Сумма издержек обращения, не списанная на начало отчетного периода, составила 45 000 руб. (без НДС).
В течение отчетного периода отгружено 900 ед. готовой продукции. Из них право собственности перешло к покупателям только на 820 ед. За отчетный период сумма коммерческих расходов составила 159 300 руб. (в том числе НДС - 24 300 руб.). При их отражении в учете компании сделаны записи:
Дебет 19 Кредит 60
- 24 300 руб. - учтен "входной" НДС по коммерческим расходам;
Дебет 44 Кредит 60
- 135 000 руб. (159 300 - 24 300) - учтены коммерческие расходы;
Дебет 68 Кредит 19
- 24 300 руб. - принят к вычету "входной" НДС по коммерческим расходам.
Согласно учетной политике фирмы коммерческие расходы списываются на счет по учету выручки исходя из количества реализованной готовой продукции. Коэффициент коммерческих расходов, относящихся к реализованной продукции, будет равен:
820 : (300 + 900) = 0,683333.
Сумма коммерческих расходов, которая должна быть списана, составит:
(45 000 руб. + 135 000 руб.) х 0,683333 = 123 000 руб.
В этой ситуации их списание отражают записью:
Дебет 90-2 Кредит 44
- 123 000 руб. - списаны коммерческие расходы.
Указанную сумму коммерческих расходов (123 000 руб.) отражают в строке 2210 "Коммерческие расходы" новой унифицированной формы Отчета.
Сумма расходов, не списанных на конец месяца, будет равна:
45 000 + 135 000 - 123 000 = 57 000 руб.
Ее указывают в строке 1210 "Запасы", подраздел "Незавершенное производство" новой унифицированной формы бухгалтерского баланса.

Торговые компании могут учитывать транспортные расходы, связанные с доставкой купленных товаров до склада, 2 способами. Первый предусматривает их включение в стоимость приобретенных ценностей. В этом случае подобные затраты увеличивают стоимость товаров, отраженную на счете 41 "Товары". При их продаже транспортные расходы отражают в строке 2120 "Себестоимость продаж" унифицированной формы отчета. При использовании второго способа данные затраты учитывают на счете 44 "Издержки обращения". И тогда их необходимо распределять между реализованными и нереализованными товарами. Транспортные расходы, относящиеся к реализованным товарам, списывают на счет 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж". Такие затраты отражают по строке 2210 "Коммерческие расходы" отчета. Сумму несписанных издержек указывают по строке 1210 "Запасы", подраздел "Незавершенное производство" новой формы бухгалтерского баланса..
Подробнее о распределении данных затрат читайте в разделе "Запасы" (строка 1210), подраздел "Товары для перепродажи". В дополнение отметим, что транспортные расходы, связанные с доставкой товаров до покупателя, какому-либо распределению не подлежат. На конец месяца их списывают полностью.

Copyright 2011 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Пособие для подготовки промежуточной бухгалтерской отчётности
Сноски ()*