Учет расходов...

В некоторых ситуациях расходы отражают в бухгалтерском учете и отчетности в особом порядке. Например, при проведении товарообменных сделок, предоставлении покупателям коммерческого кредита, оплате товаров, работ или услуг, стоимость которых выражена в условных денежных единицах или иностранной валюте, и т.д. Остановимся на этих случаях подробнее.

...при совершении товарообменных (бартерных) сделок

При отражении расходов по подобным операциям возможны 2 варианта. Первый - расходы равны стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче компанией*(302). Ее определяют исходя из цен, по которым организация их продает в сравнимых обстоятельствах (то есть в таком же количестве, такого же качества, с теми же условиями поставки).

Пример
Подрядчик выполнил для компании работы, которые связаны с ее производственной деятельностью. В оплату работ фирма передала подрядчику партию товаров. Обычно аналогичные ценности на таких же условиях организация реализует за 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.). Стоимость работ и переданных ценностей предполагается равнозначной.
Расходы компании будут отражены записями:
Дебет 19 Кредит 60
- 90 000 руб. - учтен "входной" НДС по работам;
Дебет 20 Кредит 60
- 500 000 руб. (590 000 - 90 000) - учтены затраты на ремонтные работы;
Дебет 68 Кредит 19
- 90 000 руб. - принят к вычету НДС по ремонтным работам.
Сумма расходов, которые понесла компания (без НДС), равна 500 000 руб. Если такие затраты будут списаны в отчетном периоде на субсчет по учету себестоимости продаж, их отражают по строке 2120 "Себестоимость продаж" новой унифицированной формы отчета.

Второй вариант используют, если ранее подобные ценности фирма не продавала. Тогда расходы будут равны стоимости не переданных, а полученных в обмен товаров, работ или услуг*(303). Ее также определяют исходя из той цены, по которой компания их приобретает в сравнимых обстоятельствах.

Пример
Вернемся к предыдущему примеру. Предположим, что ранее аналогичный товар фирма не продавала. При этом полученные результаты работ обычно приобретались по цене 472 000 руб. (в том числе НДС - 72 000 руб.).
Расходы компании будут отражены записями:
Дебет 19 Кредит 60
- 72 000 руб. - учтен "входной" НДС по работам;
Дебет 20 Кредит 60
- 400 000 руб. (472 000 - 72 000) - учтены затраты на ремонтные работы;
Дебет 68 Кредит 19
- 72 000 руб. - принят к вычету НДС по ремонтным работам.
Сумма расходов, которые понесла компания (без НДС), равна 400 000 руб. Если такие затраты будут списаны в отчетном периоде на субсчет по учету себестоимости продаж, их отражают по строке 2120 "Себестоимость продаж" новой унифицированной формы отчета.

Как и в случае с доходами компании, в ПБУ 10/99 нет ответа на вопрос: как поступать, если ранее обмениваемые ценности фирма не приобретала и не продавала? Поэтому бухгалтеру придется ответить на него самостоятельно. На наш взгляд, при отражении затрат нужно взять за основу рыночные цены проданных ценностей, а при их отсутствии - полученных ценностей. Исходя из этих показателей и следует отразить выручку в бухгалтерском учете.

...при предоставлении покупателю коммерческого кредита

Поставщик или подрядчик может предоставить компании коммерческий кредит (отсрочку платежа). В такой ситуации помимо стоимости товара, выполненных работ или оказанных услуг фирма должна заплатить проценты за отсрочку в их оплате. Как правило, их начисляют за каждый день отсрочки платежа. Размер процентной ставки и порядок начисления процентов определяют в договоре.
Согласно ПБУ 10/99 такие проценты увеличивают сумму расходов компании*(304). В то же время Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)*(305) предусматривает, что проценты по любым кредитам (в том числе коммерческим) отражают в составе прочих расходов. Исключение предусмотрено только в отношении инвестиционных активов.
По нашему мнению, компания может выбрать любой из следующих способов отражения процентов, закрепив его в бухгалтерской учетной политике:
- включение их суммы в стоимость материально-производственных запасов или расходов;
- включение их суммы в состав прочих расходов.
Второй вариант является более предпочтительным. Дело в том, что при наличии противоречий между нормативно-правовыми актами одного иерархического уровня (в данном случае двух ПБУ) преимущество имеет тот из них, который принят позднее. В нашей ситуации это ПБУ 15/2008. Кроме того, такой порядок отражения процентов поможет компании сблизить бухгалтерский и налоговый учет материалов. Налоговый кодекс предусматривает включение суммы процентов в состав внереализационных расходов компании.
Компания не имеет права на возмещение "входного" НДС, включенного в сумму процентов. Поставщик облагает проценты налогом как средства, связанные с оплатой отгруженных ценностей, работ или услуг. По таким поступлением он составляет счет-фактуру лишь в одном экземпляре, регистрируя его в книге продаж. Это предусмотрено пунктом 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость*(306). Таким образом, этот документ покупателю не предъявляется. Следовательно, условия, необходимые для вычета налога, не соблюдаются.

Пример
Компания приобретает результаты работ производственного характера стоимостью 2 360 000 руб. (в том числе НДС - 360 000 руб.). Согласно договору подряда фирма должна их оплатить спустя 60 дн. после приемки работ от подрядчика. За каждый день отсрочки по оплате она начисляет проценты из расчета 20% годовых.
Сумма процентов, подлежащая перечислению подрядчику, составила:
2 360 000 руб. х 20% : 365 дн. х 60 дн. = 77 589 руб.
Указанные операции бухгалтер отразил проводками:
Дебет 19 Кредит 60
- 360 000 руб. - учтен "входной" НДС по работам;
Дебет 20 Кредит 60
- 2 000 000 руб. - учтена стоимость работ;
Дебет 91-2 Кредит 60
- 77 589 руб. - сумма процентов по коммерческому кредиту с учетом НДС включена в состав прочих расходов;
Дебет 68 Кредит 19
- 360 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС по работам.

Зачастую достоверно определить сумму процентов, которую нужно заплатить поставщику или подрядчику, невозможно. Например, если проценты начисляются за каждый день отсрочки платежа и срок, в течение которого компания расплатится с поставщиком, заранее неизвестен. Следовательно, до момента перечисления средств фирма не сможет рассчитать сумму процентов, причитающихся к уплате. При этом по правилам бухгалтерского учета расходы отражают в учете только при условии, что их сумма может быть определена*(307).
В данной ситуации бухгалтер может отразить расходы без учета суммы процентов. Для этого необходимо по окончании каждого месяца начислять проценты исходя из количества дней, в течение которых товары, работы или услуги оплачены не были. А после оплаты ценностей произвести окончательный расчет суммы процентов. Подробнее о порядке отражения расходов в данной ситуации читайте в разделе "Кредиторская задолженность" (строка 1520), подраздел "Задолженность перед поставщиками и подрядчиками".

...при оплате расходов, стоимость которых выражена в инвалюте или условных денежных единицах

Если стоимость ценностей, работ или услуг выражена в условных денежных единицах или иностранной валюте (например долларах США или евро), расходы отражают по тому курсу валюты, который действует на день их признания в учете (например на момент приемки результатов работ, услуг). Это предусмотрено пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)*(308).
Курсы иностранных валют, действующие на день выполнения работ или оказания услуг и на дату их оплаты, различаются. В результате в учете фирмы возникают курсовые разницы. Их отражают исходя из наиболее ранней даты:
- на день погашения задолженности перед поставщиком;
- на день составления бухгалтерской отчетности.
На возникшие курсовые разницы увеличивают (отрицательные) или уменьшают (положительные) кредиторскую задолженность перед поставщиком. На сумму расходов, отражаемых по строке 2120 "Себестоимость продаж" отчета, они влияния не оказывают.
Фирма должна отразить курсовые разницы в составе прочих доходов или расходов (счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы" или 2 "Прочие расходы"). Положительные курсовые разницы компания должна учесть в строке 2340 "Прочие доходы", а отрицательные - в строке 2350 "Прочие расходы" новой унифицированной формы Отчета о прибылях и убытках.

Пример
Компания приобретает результаты работ производственного характера у подрядчика. Согласно договору их стоимость выражена в долларах США и составляет 236 000 USD (в том числе НДС - 36 000 USD). Работы выполнены и оплачены в одном отчетном периоде.
Ситуация 1
Курс доллара США составил:
- на день выполнения работ - 29 руб./USD;
- на день оплаты работ - 30 руб./USD.
Указанные операции отражают записями:
Дебет 19 Кредит 60
- 1 044 000 руб. (36 000 USD х 29 руб./USD) - отражен "входной" НДС по работам;
Дебет 20 Кредит 60
- 5 800 000 руб. (200 000 USD х 29 руб./USD) - отражены затраты на выполнение работ;
Дебет 68 Кредит 19
- 1 044 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС по работам;
Дебет 60 Кредит 51
- 7 080 000 руб. (236 000 USD х 30 руб./USD) - перечислены средства в оплату работ подрядчику;
Дебет 91-2 Кредит 60
- 236 000 руб. (236 000 USD х (30 руб./USD - 29 руб./USD)) - отражена отрицательная курсовая разница.
Ситуация 2
Курс доллара США составил:
- на день выполнения работ - 30 руб./USD;
- на день оплаты работ - 29 руб./USD.
Указанные операции отражают записями:
Дебет 19 Кредит 60
- 1 080 000 руб. (36 000 USD х 30 руб./USD) - отражен "входной" НДС по работам;
Дебет 10 Кредит 60
- 6 000 000 руб. (200 000 USD х 30 руб./USD) - отражены затраты на выполнение работ;
Дебет 68 Кредит 19
- 1 080 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС по работам;
Дебет 60 Кредит 51
- 6 844 000 руб. (236 000 USD х 29 руб./USD) - перечислены средства в оплату работ подрядчику;
Дебет 60 Кредит 91-2
- 236 000 руб. (236 000 USD х (30 руб./USD - 29 руб./USD)) - отражена положительная курсовая разница.

Если затраты, стоимость которых выражена в условных денежных единицах или иностранной валюте, оплачены авансом, их рублевую цену определяют на день перечисления денежных средств. Это делают в той части, в оплату которой перечислен аванс. Стоимость неоплаченной части рассчитывают по курсу валюты, действующей на день признания расходов в бухгалтерском учете.

Copyright 2011 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Пособие для подготовки промежуточной бухгалтерской отчётности
Сноски ()*