Общество с ограниченной ответственностью по заключенным договорам на строительные работы намерено осуществлять на территории Республики Беларусь деятельность через свое представительство (строительную площадку). Каков порядок зачета налога на прибыль, удержанного с доходов российской организации, осуществляющей деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства на территории Республики Беларусь?

Следует отметить, что, несмотря на наличие хорошо отработанного механизма включения расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли при подаче декларации в российский налоговый орган, не все проблемы налогоплательщиков - российских организаций, имеющих отделения на территории иностранных государств, включая и территорию Республики Беларусь, решены.
Как известно, у налогоплательщиков - российских организаций, имеющих отделения на территории Республики Беларусь, право на применение зачета понесенных в Республике Беларусь расходов при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, подлежащему уплате в российский налоговый орган, регулируется ст. 80 и 247, п. 1 ст. 274 и п. 4 ст. 311 НК РФ. Приказом МНС России от 23.12.03 г. N БГ-3-23/709@ утверждены форма (по КНД 1151024) налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (далее - специальная декларация) и Инструкция по заполнению налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (далее - Инструкция).
В целях получения зачета налога, уплаченного (удержанного) в Республике Беларусь, российская организация заполняет и представляет специальную декларацию в российский налоговый орган по месту постановки на учет.
После уплаты (удержания) налога в Республике Беларусь специальная декларация может быть представлена в российский налоговый орган в любом отчетном (налоговом) периоде одновременно с подачей налоговой декларации по налогу на прибыль в Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 5.05.08 г. N 54н, за отчетный (налоговый) период.
Сведения, относящиеся к деятельности российской организации в иностранном государстве через постоянное представительство, отражаются в разделе А специальной декларации.
Таким образом, в случае получения российской организацией доходов от источников в Республике Беларусь, связанных с деятельностью через постоянное представительство, в разделе А специальной декларации сведения указываются отдельно с использованием добавочных страниц в следующих случаях:
наличие нескольких постоянных представительств;
ведение постоянным представительством российской организации нескольких видов деятельности, по которым порядок расчета налоговой базы в Российской Федерации различается;
ведение постоянным представительством российской организации нескольких видов деятельности, доход от каждого из которых облагается в иностранном государстве и (или) в Российской Федерации по различным налоговым ставкам.
В целях получения зачета налога, уплаченного (удержанного) в Республике Беларусь, российская организация одновременно со специальной декларацией представляет в налоговый орган выписку из законодательного акта Республики Беларусь с указанием на языке оригинала названия, номера и даты законодательного акта, которым налог был установлен, и названия налога с переводом на русский язык (нотариального заверения перевода не требуется), а также документы, подтверждающие уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации. Это может быть выдержка из Закона Республики Беларусь от 22.12.91 г. N 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" (с изм. и доп.) или Налогового кодекса Республики Беларусь на белорусском языке со ссылкой на название налога и переводом выписки на русский язык.
Из выписки из законодательного акта Республики Беларусь должно следовать, что установленный им иностранный налог, уплаченный российской организацией, аналогичен налогу на прибыль в Российской Федерации.
В связи с этим необходимо учитывать письмо Минфина России от 8.04.08 г. N 03-08-05. В частности, в нем разъяснено, что устранение двойного налогообложения путем зачета налогов, уплаченных на территории Республики Беларусь, распространяется только в отношении налогов, поименованных в ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 г.
Пунктом 3 ст. 311 НК РФ предусмотрено, что зачет налогов, самостоятельно уплаченных организацией в Республике Беларусь, производится налоговым органом при условии представления организацией документа, подтверждающего уплату налога за пределами Российской Федерации, в частности, заверенного налоговым органом Республики Беларусь. При этом данной статьей определено, что зачет налогов, удержанных в соответствии с законодательством Республики Беларусь или международным договором налоговым агентом, производится российским налоговым органом при условии представления организацией подтверждения налогового агента об удержании налога при выплате дохода российской организации.
Необходимо отметить, что НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов в Республике Беларусь. Это могут быть справки по форме, установленной внутренним законодательством Республики Беларусь, а также справки, составленные в произвольной форме.
Представляемая в целях зачета иностранного налога специальная декларация носит исключительно информативный характер и содержит сведения о доходах, расходах и налогах, относящихся к деятельности российской организации вне территории Российской Федерации, а также некоторые сведения из налогового учета.
Расчет предельной суммы зачета и (или) максимальной суммы налога, возможной для принятия к зачету исходя из положений соглашения об избежании двойного налогообложения, и суммы налога, фактически зачитываемой, производится организацией самостоятельно в произвольной форме на основании данных налогового учета, подтвержденных первичными учетными документами, и данных специальной декларации.
Напомним, что доходы и расходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату признания соответствующего дохода или расхода.
При уплате за рубежом налог исчисляется в иностранной валюте. Для отражения в декларации сумма налога, уплаченная (удержанная) в иностранном государстве, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату уплаты (удержания). Документы, составленные на иностранном языке, обязательно должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык.
Порядок осуществления зачета налога на прибыль, уплаченного российской организацией на территории Республики Беларусь, разъяснен в письме УФНС России по г. Москве от 26.10.07 г. N 20-12/102567.
Следует обратить внимание, что при расчете налога на прибыль, подлежащего уплате в Российской Федерации, разрешается, соответственно, учет расходов, произведенных за ее пределами, однако в качестве расходов признаются только те налоги, которые уплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Что касается уплаты НДС по услугам и работам, оказываемым российской организацией, осуществляющей деятельность через свое обособленное подразделение (допустим, строительную площадку) на территории Республики Беларусь, и местных налогов, включая целевой транспортный сбор и сбор на содержание и развитие инфраструктуры белорусского города и налог на оздоровление в соответствии с белорусским законодательством, следует отметить следующее.
При отнесении к расходам "белорусских" налогов на основании п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (в качестве других, специально не поименованных расходов, связанных с производством и реализацией) необходимо учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов регулируется ст. 264 НК РФ и, соответственно, не регулируется п.п. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.
При рассмотрении вопросов устранения двойного налогообложения доходов, инструментами которого являются метод вычета "иностранных" расходов (включая уплаченные налоги), метод зачета "иностранных" налогов либо метод освобождения "иностранных" доходов от налогообложения в стране резидентства, следует иметь в виду, что применение конкретного из данных методов возможно только при наличии прямого указания в НК РФ. Так, расходы российской организации в виде налога на прибыль, уплаченного в Республике Беларусь, учитываются методом зачета в уменьшение налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в Российской Федерации, на основании ст. 311 НК РФ.
Зачет налога на имущество, уплаченного российской организацией в Республике Беларусь, в уменьшение налога на имущество организации, подлежащего уплате в Российской Федерации, производится на основании ст. 386.1 НК РФ.
Таким образом, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не учитываются суммы налогов, уплаченных российской организацией в связи с реализацией работ и услуг на территории Республики Беларусь.
Иными словами, перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, является открытым. При этом в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ указанные расходы должны быть обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Учитывая требования ст. 252 НК РФ, за российской организацией в целях соблюдения положений главы 25 Кодекса сохраняется право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением приведенных в ст. 270 НК РФ).
В то же время п. 2 ст. 252 НК РФ предусмотрено, что расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика - российской организации, включая осуществляющих деятельность через свои обособленные подразделения на территории Республики Беларусь, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Согласно п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают, в частности, прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, к которым в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
НК РФ предусмотрено, что расходами признаются любые затраты организации при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, нет правовых оснований относить к таким расходам суммы расходов организации, понесенных ею, в частности, за счет обособленного подразделения на уплату налогов и сборов в соответствии с законодательством иностранного государства, каковым является Республика Беларусь.
Таким образом, местные налоги и сборы, включая целевой транспортный сбор и сбор на содержание и развитие инфраструктуры белорусского города и налог на его оздоровление, которые в связи с деятельностью российской организации через находящееся на территории Республики Беларусь обособленное подразделение исчислены и уплачены в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не являются расходами, учитываемыми при определении налогооблагаемой базы для уплаты российской строительной организацией налога на прибыль в Российской Федерации.
Разъяснения по данной ситуации изложены в письме Минфина России от 24.12.08 г. N 03-03-05/180.
Следует отметить, если, по мнению российской организации, квалификация ее доходов при осуществлении деятельности через обособленное подразделение за рубежом или ее деятельности в иностранном государстве, определенная налоговым (финансовым) органом данного государства, противоречит соответствующему соглашению об избежании двойного налогообложения, данная организация вправе обратиться в Минфин России и инициировать взаимосогласительную процедуру, предусмотренную соглашением. Проблема двойного налогообложения по взаимной договоренности компетентных органов стран-партнеров может быть решена путем возврата налога, неправомерно удержанного (уплаченного) в иностранном государстве. Аналогичная процедура при необходимости может быть инициирована российской организацией при осуществлении деятельности (как приводящей к образованию постоянного представительства, так и при получении доходов от источника) на территории Республики Беларусь.
Обращаем внимание российских организаций, осуществляющих и (или) планирующих осуществлять деятельность через свои обособленные подразделения в Республике Беларусь, на следующее.
Российской организации в целях осуществления деятельности в Республике Беларусь надлежит изучить Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22.07.01 г. N 37-З. Кодекс определяет правовые принципы, условия и механизм реализации инвестиционной деятельности иностранных организаций на территории Республики Беларусь, закрепляет порядок осуществления прав и обязанностей иностранных инвесторов.
В целях формирования полной и достоверной информации о деятельности обособленного подразделения и его имущественном положении на территории Республики Беларусь обособленному подразделению российской организации следует вести сплошной, непрерывный и документальный учет всех хозяйственных операций в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 18.10.94 г. N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (в ред. от 25.05.01 г.).
Российской организации, планирующей и (или) осуществляющей деятельность как приводящую к образованию представительства, так и не приводящую к образованию представительства на территории Республики Беларусь следует руководствоваться нормами Налогового кодекса Республике Беларусь, которым установлена система налогов и сборов, взимаемых в Республики Беларусь, а также общие принципы налогообложения.

Т. Кобзева,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

4 июня 2009 г.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 23, июнь 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Учет налогоплательщиков в вопросах и ответах
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >>
13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!