Советы налогоплательщикам

В условиях финансового кризиса бдительность налоговиков возросла в разы. Однако, защищая государственные интересы, инспекторы нередко сами нарушают закон. Отстоять свою правоту налогоплательщикам помогут Рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС Поволжского округа по вопросам применения налогового законодательства за 2008 год.

Какие решения должны быть предметом обжалования в арбитражном суде с 1 января 2009 года после рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика на решение налогового органа: только решение нижестоящего налогового органа; только решение вышестоящего налогового органа; оба этих решения? В каком порядке должна быть уплачена госпошлина при обжаловании в арбитражном суде обоих решений налоговых органов: как при обжаловании двух ненормативных правовых актов или в размере, применяемом при обжаловании одного ненормативного правового акта?
Согласно п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за его совершение может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования в вышестоящем налоговом органе. Поэтому предметом обжалования может быть любое из принятых решений или одновременно оба. В то же время обжалование решения только вышестоящего органа в последующем может создать для налогоплательщика определенную сложность, поскольку если вышестоящий орган оставил решение в силе, оно считается вступившим в законную силу и подлежит исполнению.
Таким образом, в отношении первоначального решения создается правовая неопределенность, что может привести к новым спорам. Поэтому судам в стадии принятия заявления и подготовки дела к судебному разбирательству следовало бы предложить заявителю уточнять заявленные требования.
Решение вышестоящего налогового органа производно от решения нижестоящего налогового органа, поэтому государственная пошлина подлежит уплате в размере, применяемом при обжаловании одного ненормативного правового акта. Аналогичный порядок уплаты государственной пошлины установлен при обжаловании в апелляционном, кассационном и надзорном порядке судебных актов, предусмотренном подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, поэтому п. 16 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 в данном случае неприменим.

Правомерно ли взыскание налоговыми органами налога за пределами трехлетнего срока с момента истечения срока уплаты налога, а также срока, указанного в требовании об уплате налога? Вправе ли суд по собственной инициативе отказать во взыскании налога в данном случае, если заявителем в качестве довода, подтверждающего незаконность действий налогового органа, не приводится обстоятельство взыскания налога за пределами трехлетнего срока давности?
Налоговым законодательством трехлетний срок, по истечении которого налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание налога, не установлен. В связи с этим применению подлежат сроки, предусмотренные ст. 46, 47 НК РФ. Согласно указанным нормам налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога или в течение одного года после истечения данного срока принять решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. В связи с этим важное значение имеет определение начала течения срока, с момента наступления которого у налогового органа возникает право на возбуждение процедуры принудительного взыскания налога.
Исходя из правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении от 18.03.2008 N 13084/07, он не может быть произвольным и определяться по усмотрению налогового органа. Поэтому процедура принудительного взыскания налога должна быть прямо связана с правом налоговых органов на осуществление налогового контроля, в частности с правом на выставление требования об уплате налога. Предыдущая редакция ст. 70 НК РФ, согласно которой требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, не учитывала срок, представленный налоговому органу на проведение камеральной проверки.
В связи с этим, если по результатам камеральной проверки налоговый орган не выявил нарушений закона и не выносил решения, а лишь установил, что сумма налога в бюджет не перечислена, срок для выставления требования следует исчислять со дня окончания трехмесячного срока, отведенного для проведения камеральной проверки. При вынесении решения по результатам проверки (камеральной или выездной) срок выставления требования определяется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 70 НК РФ - в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Должен ли налоговый орган в порядке п. 6 ст. 69 НК РФ обосновать невозможность вручения требования руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования, или достаточно направить требование заказным письмом по почте?
Согласно указанной норме требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Итак, налоговый орган может направить требование по почте только при невозможности вручения его руководителю или представителю организации. Само по себе нарушение этой процедуры, если налогоплательщиком требование получено, не может являться основанием для признания его недействительным. Однако данное обстоятельство при наличии других нарушений может явиться основанием для признания незаконными действий налогового органа по принудительному взысканию налогов, пеней и штрафов.

Является ли нарушением досудебного порядка урегулирования спора направление налоговым органом в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, пеней, штрафа в день вынесения решения о доначислении налогов, пеней либо до истечения 10-дневного срока с момента вынесения решения, то есть до вступления его в силу?
Является ли несоблюдение налоговым органом ст. 70 НК РФ в случае оспаривания требования налогового органа по указанному основанию безусловным основанием для признания требования налогового органа недействительным?
Направление налоговым органом в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, пеней, штрафа одновременно с решением о привлечении к ответственности и доначислении налогов, пеней в день вынесения решения о доначислении налогов либо до истечения 10-дневного срока с момента вынесения такого решения нельзя признать нарушением досудебного порядка урегулирования спора, поскольку требование было направлено. Направив требование ранее установленного законом срока, налоговый орган, по существу, только сокращает сроки для принудительного взыскания налога пеней и штрафа, предусмотренные ст. 46 НК РФ.
В соответствии с абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого принято решение, вправе исполнить его добровольно, до вступления в силу. В этой связи само по себе нарушение установленного п. 2 ст. 70 НК РФ срока направления налогоплательщику требования об уплате недоимки перед бюджетом без проверки его законности с учетом наличия у налогоплательщика недоимки по спорным суммам не является достаточным основанием для признания такого требования недействительным.

Подлежит ли привлечению к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ налогоплательщик, обязанный представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде в случае представления их только на бумажном носителе?
Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. В данном случае имеет место нарушение порядка представления налоговой декларации. Ответственность за такие действия ст. 119 НК РФ не предусмотрена.

Вправе ли налоговый орган на основании п. 5 ст. 78 НК РФ самостоятельно произвести зачет по недоимке, по которой возможность принудительного взыскания им в порядке ст. 46, 47 НК РФ утрачена?
В Налоговом кодексе содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности. Так, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ налоговый орган вправе в течение двух месяцев с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимки и иной задолженности, вынести решение о принудительном взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Таким образом, положения п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ не предполагают право налогового органа самостоятельного произведения зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Налогового кодекса.

Полную версию Рекомендаций читайте на нашем интернет-портале: www.gazeta-yurist.ru

А. Каширин,
"эж-ЮРИСТ"

И. Балабуев,
"эж-ЮРИСТ"

"эж-ЮРИСТ", N 16, апрель 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Взыскание налогов, сборов и пеней в вопросах и ответах
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!