Организация по итогам налогового периода представила в налоговый орган сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. Вправе ли налоговый орган проводить камеральные налоговые проверки названных справок и выносить по их итогам соответствующие решения (о доначислении налогов, штрафов, пеней)? Возможно ли принятие налоговым органом решения о доначислении налоговых платежей на основании справки организации о наличии задолженности по НДФЛ?

Для ответа на поставленный вопрос уместно обратиться к Постановлению ФАС ЦО от 07.09.2009 N А14-7274/2008-188/24.
Судом было подчеркнуто, что ст. 88 НК РФ не предусматривает проверку документов, не служащих основанием для исчисления и перечисления налога. В данном случае справки по форме 2-НДФЛ не являются документами, служащими основанием для исчисления и перечисления налога.
Таким образом, в указанной справке отсутствуют необходимые и достаточные сведения для проверки факта перечисления в бюджет НДФЛ, что препятствует исчислению пени и выставлению в адрес налогового агента требования о ее уплате, поскольку предполагает дополнительную проверку всех документов, связанных с исчислением, удержанием и перечислением НДФЛ в бюджет.
Более того, особо подчеркнуто, что неосуществление инспекцией камеральной проверки представленных организацией справок по форме 2-НДФЛ не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов организации и одновременно не лишает и не ограничивает право налогового органа на проведение выездной налоговой проверки в порядке, предусмотренном ст. 89 НК РФ.
Кроме того, из системного толкования положений ст. 87 - 89 НК РФ следует, что выездная и камеральная проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля. При этом выездная проверка в отличие от камеральной проверки согласно ст. 89 НК РФ может проводиться по одному или нескольким налогам и осуществляется на основании расширенного перечня документов. Следовательно, выездная проверка носит комплексный характер и позволяет надлежащим образом определить необходимые и достаточные данные для исчисления пени за несвоевременное исполнение налоговым агентом обязанностей, предусмотренных п. 6 ст. 226 НК РФ.
Схожий вывод содержится и в Постановлении ФАС ВСО от 18.07.2007 N А33-785/07-Ф02-3409/07, А33-785/07-Ф02-4570/07: сведения по форме 2-НДФЛ не отвечают требованиям налоговой декларации, не содержат дат выплаты доходов, поэтому не являются основанием для проведения камеральной проверки и начисления пени (см. также Постановление ФАС СЗО от 12.05.2009 N А66-4514/2008*(1)).
По вопросу возможности принятия налоговым органом соответствующего решения о доначислении налоговых платежей на основании справки организации о наличии задолженности по НДФЛ чрезвычайно важным представляется Постановление ФАС СЗО от 20.07.2009 N А21-9761/2008.
Как следует из материалов дела, общество, как налоговый агент, представило в налоговый орган справку о численности и заработной плате работников организации, в которой имелась информация о задолженности по перечислению НДФЛ. Факт неправомерного неперечисления в бюджет сумм удержанного НДФЛ подтверждается материалами проверки и обществом не оспаривается.
На основании представленной справки о численности и заработной плате работников общества, а также анализа полноты перечисления в бюджет денежных средств по НДФЛ за первое полугодие 2008 года по лицевому счету налогового агента инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, по итогам которой было принято решение о привлечении общества к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.
Судом было отмечено, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы в соответствии с законодательством о налогах и сборах вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; проводить проверки и взыскивать недоимки в порядке, установленном НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками (налоговыми агентами) законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Следовательно, налоговые органы осуществляют реализацию своих полномочий исключительно в тех формах и в том порядке, которые предусмотрены НК РФ. Указанный кодекс не содержит положений, предоставляющих налоговым органам право осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогового законодательства по своему усмотрению либо по принципу целесообразности. Налоговые органы, осуществляя соответствующий контроль, вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки, а также проверять представленные налогоплательщиками (налоговыми агентами) данные учета и отчетности, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов; обязаны своевременно выявлять факты неуплаты налогоплательщиками и налоговыми агентами налогов в бюджет и в установленные сроки принимать соответствующие меры, предусмотренные НК РФ, по принудительному взысканию недоимок по налогам.
В силу ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль соблюдения налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
По положениям п. 1 ст. 88 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с п. 2 данной статьи камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Из вышеприведенных норм следует, что камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, который осуществляет налоговый орган. Ее проведение обусловлено прежде всего представлением налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и соответствующих документов (в случае если это прямо установлено НК РФ). Статья 88 НК РФ не предусматривает проверку документов, не служащих основанием для исчисления и перечисления налога.
Как видно из материалов дела, общество налоговые декларации (расчеты) по удержанию и перечислению удержанного НДФЛ не представляло, поскольку представление налоговыми агентами таких налоговых деклараций (расчетов) налоговым законодательством не предусмотрено. Эта обязанность возложена законом на налогоплательщиков, что следует из п. 1 ст. 229 НК РФ.
Проведение камеральной налоговой проверки вне зависимости от представления налоговому органу деклараций лицом, в отношении которого она проводится, не может быть признано основанным на действующем законодательстве, поскольку в подобных случаях налоговым органом могут быть использованы иные формы налогового контроля (данная правовая позиция изложена в Постановлении ВАС РФ от 26.06.2007 N 1580/07).
Проведение камеральной налоговой проверки на основании справки о численности и заработной плате работников налогового агента и объяснений ст. 88 НК РФ не предусматривает. Более того, такие документы не являются данными учета и отчетности, служащими основанием для исчисления и уплаты НДФЛ. В названных документах, которыми налоговый орган располагал при проведении камеральной налоговой проверки, отсутствуют необходимые и достаточные сведения для проверки факта перечисления в бюджет НДФЛ, что предполагает дополнительную проверку всех документов, связанных с исчислением, удержанием и перечислением указанного налога в бюджет.
Следовательно, у инспекции отсутствовали правовые основания, установленные ст. 88 НК РФ, для проведения камеральной налоговой проверки на основании представленных налоговым агентом документов и, таким образом, был подтвержден вывод о неправомерном проведении камеральной налоговой проверки на основании справки о численности и заработной плате работников и объяснения налогового агента*(2).

А.В. Власов,
эксперт журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"

15 декабря 2009 г.

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 24, декабрь 2009 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Определением ВАС РФ от 31.07.2009 N ВАС-9277/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
*(2) Целесообразно вспомнить и вывод ФАС УО, изложенный в Постановлении от 03.07.2001 N Ф09-1412/01АК, о том, что никакие камеральные проверки в силу специфики подоходного налогообложения не могут быть приняты во внимание.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Налоговая отчетность в вопросах и ответах
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >>
13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!