Предприятие имеет просроченную задолженность по уплате экологических платежей за сверхнормативные выбросы. Требуется ли производить начисление пеней на эти платежи за загрязнение окружающей среды?

История вопроса

Первоначально виды платежей за использование природных ресурсов были определены ст. 20 Закона РСФСР от 19.12.91 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", причем ст. 6 указанного Закона за Правительством Российской Федерации было закреплено право определять размеры платы за вред, наносимый окружающей среде природопользователями.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. N 632 был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее Порядок). Данный Порядок предусматривал начисление пеней за просрочку платежей.
С выходом в свет Федерального закона от 10.01.02 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Закон N 2060-1, в соответствии с которым был принят этот Порядок, утратил силу. Однако ст. 3 и 16 Закона N 7-ФЗ также содержат нормы о платности природопользования и о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде. Таким образом, Закон N 7-ФЗ по-прежнему предусматривает взимание экологических платежей.

Арбитражная практика

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.02 г. N ГКПИ 2002-178 постановление Правительства Российской Федерации N 632 было признано недействительным как не соответствующее НК РФ. Судьи пришли к выводу, что Правительство Российской Федерации фактически ввело новый вид налога. А подобные действия не входят в его компетенцию. Законность такого решения была подтверждена определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4.06.02 г. N КАС02-232.
Еще одним предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации стали письма Минприроды России, на основании которых экологические платежи ежегодно индексировались. В определении от 28.06.02 г. N ГКПИ02-686 судьи разъяснили, что данные письма не были опубликованы в установленном порядке, а следовательно, не влекут за собой никаких правовых последствий и применяться не должны.
Впрочем, на этом вопрос о правомерности взимания платы за загрязнение окружающей среды не был закрыт. В определении от 10.12.02 г. N 284-О Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что постановление Правительства Российской Федерации N 632 сохраняет свою юридическую силу, а следовательно, взимание платы законно. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что плата за загрязнение окружающей природной среды не является налогом, а представляет собой обязательный к уплате "фискальный сбор", который носит компенсационный характер.
В то же время из определения N 284-О Конституционного Суда Российской Федерации следует, что экологические платежи не могут взыскиваться в порядке, предусмотренном НК РФ, а при их несвоевременной уплате не должны начисляться пени (ст. 75 НК РФ) и применяться меры ответственности, установленные налоговым законодательством.
Спустя некоторое время Верховный Суд Российской Федерации вновь вернулся к делу о платежах за загрязнение окружающей среды. В начале 2003 г. недействительным был признан п. 2 постановления Правительства Российской Федерации N 632, согласно которому Минприроды России наделялось правом устанавливать базовые нормативы платы за загрязнение, а также коэффициенты, учитывающие различные экологические факторы. Данный вывод был закреплен решением Верховного суда Российской Федерации от 12.02.03 г. N ГКПИ03-49 и подтвержден определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.03 г. N КАС03-167.
После всех судебных разбирательств стало ясно, что, до тех пор пока Правительство Российской Федерации в установленном законом порядке не утвердит ставки экологических платежей, никаких правовых оснований для перечисления указанных платежей в бюджет не имеется. Сложившаяся ситуация привела к тому, что Правительство Российской Федерации в спешном порядке разработало нормативы платы за загрязнение окружающей среды и утвердило их своим постановлением от 12.06.03 г. N 344. Никаких штрафных санкций, в том числе пеней, за задержку платежей в указанном постановлении не предусмотрено.

Когда вносить плату

В приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации N 344 установлены общие нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ. При этом ставка норматива определяется в зависимости от источника выбросов, их количества и вида загрязняющих веществ. Например, если природопользователь производит выбросы аммиака в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов, то плата за 1 т выбросов составит 52 руб. Если выбросы производятся за пределами установленных лимитов, то плата увеличится до 260 руб. за 1 т.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 г., применяются в 2008 г. с коэффициентом 1,48, а нормативы, установленные в 2005 г., с коэффициентом в 1,21 (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.07 г. N 198-ФЗ).

Л. Колесниченко,
ведущий аудитор ООО "Свет-Аудит"

14 августа 2008 г.

"Финансовая газета", N 33, август 2008 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Плата за загрязнение окружающей природной среды в вопросах и ответах
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!