Общество является плательщиком сборов за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 установлен срок платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается квартал.
Обществом по итогам 1 квартала 2008 года 21 апреля были уплачены платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Поскольку 20 апреля 2008 года приходится на нерабочий день, (воскресенье), платеж был произведен в ближайший следующий за ним рабочий день.
В связи с этим возникает вопрос, может ли быть наложен на организацию штраф, предусмотренный статьей 8.41 КоАП РФ, выразившийся в пропуске срока платы за загрязнение окружающей природной среды?

Согласно пункту 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 532, перечисление платы осуществляется природопользователями в сроки, установленными территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 577 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит перечислению не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
При этом ни Федеральным законом N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей природной среды", ни Постановлением Правительства РФ от 08.06.2006 N 552, ни Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 не предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных для перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом изложенного, необходимо определить нормы права, которые касаются порядка исчисления сроков, применимые в рассматриваемой ситуации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства РФ о проверке конституционности постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой НК РФ", платежи за негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
С учетом изложенного, арбитражная практика (в том числе, ФАС Московского округа, например, Постановление от 22.08.2007 по делу N КА-А40/8388-08-П) исходит из того, что данные платежи не носят налогового характера, в связи с чем, положения налогового законодательства не подлежат применению.
При этом, отсутствуют основания для применения положений, касающихся исчисления сроков, предусмотренных и гражданским законодательством в силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ, согласно которой к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношения, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
С учетом изложенного, а также ввиду прямого указания порядка исчисления сроков, полагаем, что в рассматриваемой ситуации необходимо исходить из буквального толкования положений Приказа N 557, а именно, обязанность по перечислению платы за загрязнение окружающей среды должна быть исполнена в срок до 20 числа месяца, независимо от того, является ли последний день срока рабочим или выходным (праздничным).
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа в размере, предусмотренной данной нормой.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку Общество имело возможность выполнения возложенных на него обязанностей по перечислению платы за загрязнение окружающей среды в срок до 20 числа, то есть в любой день предшествующий конечному сроку уплаты, Общество может быть привлечено к административной ответственности в ситуации, если оно исполнило свою обязанность после указанной даты (в рассматриваемом случае 21 апреля 2008 года). Аналогичной практики придерживается ФАС Московского округа (Постановление от 23.07.2008 N КА-А41/6542-08 по делу N А41-К2-3825/08).
В случае привлечения Общества к административной ответственности, оно, на наш взгляд, может указать следующее.
В настоящее время действующее законодательство в различных нормах права, касающихся порядка исчисления сроков, исходит из того, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 Гражданского кодекса РФ, пункт 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ, статья 14 Трудового кодекса РФ и др.). С учетом принципа определенности правовых норм, можно сделать вывод о том, что данный принцип подлежит применению и в анализируемой ситуации, данные положения относительно исчисления сроков в сфере налогового и гражданского законодательства подлежат применению по аналогии. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствия события правонарушения, поскольку Общество исполнило обязанность в соответствии с данными нормами в ближайший рабочий день после окончания срока. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Отсутствие прямого указания по порядок исчисления срока применительно к перечислению платы за загрязнение окружающей среды, свидетельствует об отсутствии вины в совершении административного правонарушения.

Вывод:
Общество может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за загрязнение окружающей природной среды.

15 ноября 2008 г.

ООО "Аудит-новые технологии", ноябрь 2008 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Плата за загрязнение окружающей природной среды в вопросах и ответах
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!