Организация, собственник очистных сооружений, в I квартале 2008 г. сдает их в аренду предприятию, оказывающему услуги в сфере ЖКХ. Фактически очистными сооружениями пользуются физические лица, проживающие в коттеджном поселке и заключившие с этим предприятием договора, в частности, на прием хозяйственно-бытовых стоков. Сброс сточных вод происходит в водоем, находящийся в собственности субъекта РФ.
Кто должен являться плательщиком платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и принимать эти платежи в целях налогообложения прибыли? Должны ли уплачиваться водный налог или плата за пользование водным объектом?

Согласно п. 1 ст. 333.8 гл. 25.2 "Водный налог" НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Из норм п. 1 ст. 333.9 НК РФ следует, что использование водных объектов для сброса сточных вод объектом налогообложения не признается.
Ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ (ВК РФ), установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 данной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Если предприятие осуществляет только сброс сточных и (или) дренажных вод, то в дополнение к разрешению не требуется заключения договора водопользования.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать:
1) указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
2) объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод;
3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод (ч. 3 ст. 22 ВК РФ)
Из положений ст. 20-23 ВК РФ следует, что плата за пользование водным объектом предусмотрена только в случае заключения договора водопользования. Соответственно, пользование водным объектом на основании решения бесплатное.
Таким образом, использование водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод, может осуществляться только на основании решения исполнительного органа государственной власти, с соблюдением требований предусмотренных ВК РФ. Организация, осуществляющая сброс сточных вод в водный объект, не признается ни плательщиком водного налога, ни плательщиком платы за пользование водными объектами.
Так же организации необходимо получить разрешение на сброс загрязняющих веществ со сточными водами. Полномочиями выдачи этого документа наделен Ростехнадзор. Порядок, в соответствии с которым выдается разрешение, определяется Приказом Ростехнадзора от 10.07.2006 г. N 675 "Об утверждении Инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты)" (в настоящее время следует руководствоваться Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 г. N 288 "Об утверждении административного регламента федеральной службы по экологоческому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду".
Для получения разрешения на сбросы загрязняющих веществ со сточными водами, необходимо представить в Ростехнадзор проект разработанных норм предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ. Составителем проекта может быть само предприятие, если в его штате есть специалисты, способные квалифицированно выполнить данный вид работ, однако чаще всего прибегают к услугам сторонних организаций. Лучше обратиться в проектный институт, имеющий лицензию на данный вид работ, либо запросить сведения о хорошо зарекомендовавших себя организациях непосредственно в Ростехнадзоре. При наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов разрешение действительно в течение срока их действия. Если имеются установленные лимиты, то срок действия решения составляет один год.
Расходы организации на оплату услуг по разработке проектов учитываются в целях налогообложения прибыли на основании подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 06.05.2006 г. N 03-03-04/2/133) как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Соответствующее разрешение Ростехнадзора содержит перечень загрязняющих веществ или отходов и их количество, допустимое к сбросу/выбросу или размещению. На основании этих данных рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Плата за НВОС установлена ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Порядок определения указанной платы и ее предельных размеров определен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Также к документам, регулирующим порядок исчисления и взимания платы за загрязнение окружающей среды, относятся:
- постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";
- постановление Правительства РФ от 12.06.2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух окружающих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления";
- постановление Правительства РФ от 02.03.2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";
- приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду";
- приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду";
- "Федеральный классификационный каталог отходов", утвержденный Приказом МПР России от 02.12.2002 г. N 786 (в редакции от 30.07.2003 г.);
- приказ МПР РФ от 15.06.2001 г. N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды".
В соответствии с п. 1 постановления N 632 порядок исчисления и уплаты экологических платежей распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором, вносимым природопользователем. Об этом говорится в определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 г. N 284-О.
Такие платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке.
Следовательно, плательщиком экологических платежей за НВОС является организация-природопользователь, осуществляющая хозяйственную деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды (в данном случае организация-арендатор очистных сооружений)
Таким образом, организация-арендодатель, не являющаяся природопользователем и не загрязняющая окружающую среду, не является плательщиком указанных выше платежей за НВОС и не вправе учитывать эти платежи за организацию-арендатора в пределах утвержденных лимитов в составе расходов, принимаемых в уменьшение облагаемых доходов при исчислении налога на прибыль организаций (Письмо УФНС по г. Москве от 28.06.2007 г. N 20-12/060976).
Если предприятие не заключило договор со специализированным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства на прием хозяйственно-бытовых и промышленных стоков, а пользуется собственными или арендованными очистными сооружениями и самостоятельно сбрасывает сточные воды, то и осуществлять платежи за загрязнение окружающей среды должно само предприятие. При этом если на обслуживании предприятия находятся абоненты (физические и юридические лица), непосредственно пользующиеся водопроводно-канализационной системой, то предприятие осуществляет платежи за НВОС со всего объема сточных вод, принятые от своих абонентов. Такой вывод можно сделать по аналогии с п. 17 Инструкции Госналогслужбы России от 12.08.1998 г. N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами", в котором сказано, что при сбросе в водный объект сточных вод плательщик вносит плату за весь объем, включая сточные воды, принятые от своих абонентов, в том числе принятые в систему канализации от других абонентов. Таким образом, плата, которую начисляет арендатор очистных сооружений своим абонентам, в частности физическим лицам, проживающим в коттеджных поселках, должна включать не только стоимость услуг по приему, водоотведению и очистке сточных вод абонентов, но и плату за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов:
- в пределах установленных нормативов;
- в пределах установленных лимитов;
- сверх установленных лимитов.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
Как следует из вышеприведенной нормы НК РФ, к материальным расходам относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду.
Таким образом, к материальным расходам в целях налогообложения прибыли относится только плата за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента в пределах нормативов водоотведения по качеству сточных вод.
На основании п. 4 ст. 270 НК РФ платежи за сверхнормативные выбросы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 07.05.2007 г. N 03-03-06/1/265 и Письмо УФНС по г. Москве от 28.06.2007 г. N 20-12/060976).
Ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, могут устанавливаться при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), но превышающие предельно допустимые нормативы, а также плата за сверхлимитные выбросы являются платежами за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и в соответствии с п. 4 ст. 270 НК РФ при налогообложении налогом на прибыль не учитываются (Письмо Минфина России от 01.12.2005 г. N 03-03-04/403).
Для целей бухгалтерского учета плата за НВОС является для организации расходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Существует два мнения по поводу отражения на счетах бухгалтерского учета платежей на НВОС:
- на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам", так как платеж за НВОС является доходной статьей бюджета и ему присвоен КБК;
- на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", так как является неналоговым платежом.
Лучшим решением, в данном случае, является закрепление счета учета платежей за НВОС в учетной политике организации.
Сброс сточных вод без специального решения исполнительного органа государственной власти в соответствии со ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) может повлечь наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Уплата соответствующих административных штрафов не освобождает предприятие от платы за НВОС.
Отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а соответственно и разрешения Ростехнадзора на негативное воздействие на окружающую среду, является основанием для применения мер административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, то есть наложение штрафа на юридических лиц от 10 000 руб. до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме административных штрафов отсутствие решения влечет существенное увеличение размера платы за НВОС. В силу п. 6 постановления N 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, то есть при расчете применяется пятикратный повышающий коэффициент.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., а на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 г. N 557 установлен срок уплаты платы за НВОС, подлежащей уплате по итогам отчетного периода (отчетным периодом признается квартал), - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Вывод: Организация, осуществляющая сброс сточных вод в водный объект, не признается ни плательщиком водного налога, ни плательщиком платы за пользование водными объектами.
Организация-арендодатель, не являющаяся природопользователем и не загрязняющая окружающую среду, не является плательщиком платежей за НВОС и не вправе учитывать эти платежи за организацию-арендатора в пределах утвержденных лимитов в составе расходов, принимаемых в уменьшение облагаемых доходов при исчислении налога на прибыль организаций.
Плательщиком экологических платежей за НВОС является организация-природопользователь, осуществляющая хозяйственную деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды (в данном случае организация-арендатор очистных сооружений). При этом если на обслуживании предприятия находятся абоненты (физические и юридические лица), непосредственно пользующиеся водопроводно-канализационной системой, то предприятие осуществляет платежи за НВОС со всего объема сточных вод, принятые от своих абонентов.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам в целях налогообложения прибыли относится только плата за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента в пределах нормативов водоотведения по качеству сточных вод, которые организация-арендатор вправе учесть при расчете налога на прибыль. Платежи за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов в соответствии с п. 4 ст. 270 НК РФ при налогообложении налогом на прибыль не учитываются.
Так же организация-арендатор, являющееся природопользователем, в обязательном порядке должна получить следующие документы:
- решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование;
- разрешение на сброс загрязняющих веществ со сточными водами. Полномочиями выдачи этого документа наделен Ростехнадзор.
Для получения разрешения на сбросы загрязняющих веществ со сточными водами, необходимо представить в Ростехнадзор проект разработанных норм предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.
При отсутствии перечисленной документации на организацию могут быть наложены административные штрафы, а так же произведен перерасчет платежа за НВОС. Так же административный штраф накладывается при невнесении в установленные сроки платы за НВОС.

Ю.Я. Билык,
эксперт журнала "КБ"

1 января 2009 г.

"Консультант бухгалтера", N 1, январь 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Плата за загрязнение окружающей природной среды в вопросах и ответах
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!