Муниципальное предприятие системы коммунального водоснабжения и канализации получает плату за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления. Можно ли учитывать такую плату как целевые поступления и отражать их на счете 86 "Целевое финансирование"?
С абонентов также взимается плата за сброс в централизованную систему коммунальной канализации загрязняющих веществ, превышающих нормы предельно допустимой концентрации (ПДК). Признаются ли эти суммы доходами от реализации при исчислении налога на прибыль и НДС?

За подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, вносится плата лицами, осуществляющими строительство или реконструкцию здания, сооружения, иного объекта. При реконструкции плата взимается только в случае увеличения потребляемой нагрузки реконструируемых объектов*(1).
Указанные средства, получаемые коммунальным комплексом, являются одним из источников финансирования мероприятий по развитию системы коммунальной инфраструктуры в рамках инвестиционных программ, которые разрабатываются предприятием коммунальной службы и утверждаются главой муниципального образования*(2). Значит, цель взимания платы за подключение - аккумулирование финансовых средств для развития и увеличения мощностей (пропускной способности) сетей инженерно-технического обеспечения. Однако законодательство не позволяет учитывать эти средства в качестве целевого финансирования по следующим причинам.
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора, обязательные правила которого утверждаются Правительством РФ*(3). По договору организация коммунального комплекса обязуется подготовить систему к подключению и подключить объект к эксплуатируемым сетям*(4).
Таким образом, налицо наличие между сторонами договорных отношений и возмездное оказание услуг. При рассмотрении споров, касающихся вопросов внесения и размеров платы за подключение, суды исходят из того, что взаимоотношения сторон подчиняются гражданскому законодательству, регулирующему порядок и условия оказания услуг.
Например, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008 N 17АП-6882/2008-ГК сказано, что плата за подключение вносится на основании публичного договора*(5) и устанавливается одинаковой для всех потребителей*(6).
Кроме того, заказчик не вправе указывать цели, направления и порядок использования денежной суммы, поступающей от него в виде платы за подключение. Поэтому получаемые средства, несмотря на то что они направляются на развитие коммунальных сетей, нельзя отнести к целевому финансированию. Одновременно с этим данная плата не соответствует понятию целевого финансирования, изложенному в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
В связи с вышеуказанным полагаем, что плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения для целей бухгалтерского учета следует рассматривать как доход от обычных видов деятельности*(7) и отражать на счете 90 "Продажи".
Поскольку реализация товаров (работ, услуг) является объектом обложения налогом на добавленную стоимость, плату за подключение нужно облагать НДС и определять налоговую базу в общем порядке*(8). Для целей исчисления налога на прибыль указанная плата признается доходом от реализации*(9) за минусом суммы НДС.
Похожей точки зрения придерживается и Минфин России*(10).
Относительно платы, поступающей за сброс в централизованную систему коммунальной канализации загрязняющих веществ, превышающих нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК), необходимо отметить следующее.
До 2006 года услуги систем водоснабжения и канализации входили в Перечень продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации*(11). Однако исключение их из Перечня не отменило государственного регулирования тарифов на эти услуги, и в настоящее время оно осуществляется органами регулирования субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Органы исполнительной власти субъектов РФ определяют порядок взимания платы с организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, а также предусматривают меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ*(12).
Пунктом 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ*(13) установлено, что прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, который относится к публичным договорам и заключается абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Среди существенных условий договора на прием (сброс) сточных вод*(14) поименованы:
- тарифы, включая оплату превышения норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
- неустойка (штраф, пени) за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств.
Постановлением Правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, который предусматривает не только плату за прием в пределах нормативов водоотведения, но и плату за сверхнормативный сброс (нарушение нормативов водоотведения).
Следовательно, плата организаций-абонентов - это плата за услуги по гражданско-правовым договорам. При этом плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ также устанавливается договором и не относится к штрафным санкциям за несоблюдение условий договора.
Данная позиция подтверждается арбитражной практикой. Так, судьи ВАС РФ признали установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ*(15).
Поскольку суммы повышенной платы являются оплатой услуг, они подлежат, по мнению судей, включению в доходы по налогу на прибыль и в налоговую базу по НДС.
В другом постановлении Президиум ВАС РФ обращает внимание на то, что плату за сброс вод в систему канализации следует отличать от платежей за загрязнение окружающей природной среды*(16).
Плата за сброс вод в систему канализации представляет собой оплату услуг коммунального хозяйства по приему и очистке сточных вод, которая производится в пользу организаций коммунального комплекса. В отличие от этого платежи за загрязнение окружающей природной среды вносятся природопользователями за сброс загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты. Такие платежи носят характер фискального сбора*(17), регулируются не гражданско-правовыми договорами, а экологическим законодательством *(18) и поступают в бюджет как неналоговые доходы бюджетов разных уровней.
Аналогичные выводы делают и нижестоящие суды. Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 16.07.2007 по делу N А28-7230/2006-176/18 указано, что суммы платы за превышение нормативов являются платой за услуги по договорам гражданско-правового характера, подлежащей налогообложению НДС как выручка от реализации. При исчислении налога на прибыль такие суммы необходимо учитывать как доходы от реализации.
ВАС РФ поддержал данную точку зрения и в определении от 16.11.2007 N 14048/07 отказал в пересмотре вышеупомянутого дела и подтвердил правомерность принятого решения.
Подведем итог. Плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, а также плату за сбросы загрязняющих веществ, которые превышают нормы ПДК, для целей бухгалтерского учета следует рассматривать как доходы от обычных видов деятельности (выручка от реализации услуг). Для целей налогообложения выручка от реализации таких услуг подлежит обложению налогом на прибыль и НДС в общеустановленном порядке.

К.А. Коньков,
куратор по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета
экспертно-консультационного отдела компании ПРАВОВЕСТ

1 марта 2009 г.

"В курсе правового дела", N 5, март 2009 г.

------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 11 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
*(2) ст. 5, 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ
*(3) пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ
*(4) п. 2 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360
*(5) ст. 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ
*(6) п. 2 ст. 426 ГК РФ
*(7) п. 5 ПБУ 9/99
*(8) пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154 НК РФ
*(9) ст. 249 НК РФ
*(10) письма Минфина России от 02.03.2006 N 03-03-04/1/180, от 04.04.2007 N 03-03-06/4/39
*(11) утв. постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239
*(12) п. 1 постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов"
*(13) утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167
*(14) п. 13 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167
*(15) постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2005 N 15378/04
*(16) постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 7317/05
*(17) определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-0
*(18) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Плата за загрязнение окружающей природной среды в вопросах и ответах
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!