Отвечаем на ваши вопросы

Вопрос. Каков порядок уплаты налога на добавленную стоимость при передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом в целях применения НДС передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
На основании ст. 38 Кодекса услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Учитывая вышеизложенное, услуги по передаче имущества в безвозмездное пользование облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Согласно ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
При этом в соответствии с п. 2 указанной статьи ГК РФ к договорам безвозмездного пользования применяются правила, установленные отдельными статьями гл. 34 "Аренда" ГК РФ.
При рассмотрении вопроса налогообложения услуг по аренде имущества, по мнению ФНС России, необходимо исходить из следующего.
Согласно п. 3 ст. 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом НДС. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы этого имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
При передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование отсутствует факт перечисления денежных средств арендодателю.
Следовательно, в данной ситуации у налогового агента не возникает обязанности по уплате НДС, предусмотренной вышеуказанной нормой Кодекса.
Однако для целей исчисления и уплаты НДС необходимо учитывать следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 ст. 45 Кодекса установлено, что если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
Следовательно, в случае не удержания налоговым агентом НДС из средств, перечисляемых налогоплательщику, исполнение обязанности по уплате НДС возлагается на налогоплательщика, т.е. на Комитет по управлению имуществом муниципального образования. При этом необходимо иметь в виду, что согласно ст. 24 Кодекса, налоговые агенты обязаны в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика.
Величина задолженности на основании п. 2 ст. 154 Кодекса рассчитывается исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 Кодекса.

Вопрос. Что представляют собой права на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах?
Ответ. В соответствии со ст. 19 Кодекса налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.
В соответствии со ст. 26 Кодекса участие налогоплательщика в отношениях регулируемых законодательством о налогах и сборах осуществляется через законного или уполномоченного представителя. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 27 Кодекса предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Пунктом 3 ст. 29 Кодекса установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Таким образом, основания для рассмотрения данного запроса отсутствуют.
Учитывая изложенное, право на получение от налоговых органов информации, предусмотренной подпунктом 1 п. 1 ст. 21 Кодекса, возникает у налогоплательщика при условии подтверждения полномочий законного или уполномоченного представителя налогоплательщика.

Вопрос. Что можно сказать об оптимизации налоговой нагрузки?
Ответ. В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, ФНС России осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Вопросы законопроектной деятельности относятся к ведению Минфина России.
О возможности оптимизации налоговой нагрузки в рамках действующего законодательства следует отметить, что в проекте Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу решение проблемы уклонения (минимизации) от налогообложения рассматривается как один из приоритетов дальнейшего совершенствования российской налоговой системы.
При этом акцент делается на совершенствование налогового администрирования. Одной из первоочередных мер улучшения администрирования является консолидация информационных ресурсов налоговых, таможенных органов, банковского сектора; создание системы финансового мониторинга и анализа деятельности налогоплательщиков.
Реализация мероприятий по реформированию налоговой системы позволит обеспечивать условия для самостоятельного и добросовестного исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов и расширение законодательно закрепленных гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков. Создание эффективной и справедливой налоговой системы - процесс сложный и продолжительный, что подтверждает практика функционирования новой налоговой системы России.

Вопрос. Каков порядок уплаты налогов и представления налоговых деклараций в налоговые органы?
Ответ. Порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах определен Кодексом. Согласно п. 1 ст. 83 Кодекса Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 85н (зарегистрирован в Минюсте России 28 июля 2005 г. N 6834) утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, в соответствии с которыми постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам), к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
В частности, Конституционным Судом Российской Федерации отмечается возможность установления иных правовых предписаний в отношении крупнейших налогоплательщиков, т.к. осуществление налогоплательщиком деятельности, позволяющей отнести его к "крупнейшим налогоплательщикам", находится в ряду иных специальных оснований, по которым подлежат постановке на учет в налоговых органах отдельные категории налогоплательщиков.
При этом, уплата конкретных налогов и представление налоговых деклараций по ним должны осуществляться на основании положений соответствующих глав части второй Налогового кодекса в установленном порядке. При представлении крупнейшим налогоплательщиком сведений и отчетности в налоговые органы по месту нахождения, представленные сведения в течение суток должны направляться в соответствующий налоговый орган, осуществляющий налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков.
Одновременно сообщается, что постановка на учет крупнейшего налогоплательщика в инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляется без участия налогоплательщика (за исключением подписания акта сверки расчетов по платежам в бюджет) путем взаимодействия между налоговым органом по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика и инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам путем передачи копий документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего налогоплательщика, документов по налоговому контролю и карточек расчетов с бюджетом.
Кроме того, работа с крупнейшими налогоплательщиками организуется на основе электронного обмена информацией. Для улучшения обслуживания организаций - крупнейших налогоплательщиков инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам организовано взаимодействие со специализированными операторами связи, обеспечивающими электронный документооборот между налоговыми органами и организациями - крупнейшими налогоплательщиками, в том числе передачу по телекоммуникационным каналам связи с использованием средств криптозащиты информации (СКЗИ) и электронной цифровой подписи бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций по форматам.

Вопрос. Каков порядок взыскания штрафов с индивидуальных предпринимателей?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный законодательством о налогах и сборах срок исполнить обязанность по уплате налога. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. За нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу и сбору, Кодексом устанавливается ответственность, мерой которой является налоговая санкция.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 Кодекса. Увеличение или снижение размера штрафа также регулируется нормами гл. 15 и 16 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 21 налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

Вопрос. Как происходит исчисление платы за пользование водными объектами и водного налога при использовании водных объектов в целях гидроэнергетики?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях осуществления забора воды из водных объектов и пользование водными объектами в целях удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде признаются самостоятельными объектами налогообложения по плате за пользование водными объектами. При этом статья 3 Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ налоговая база по плате по указанным объектам налогообложения определяется соответственно как объем воды, забранной из водного объекта, и объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды. В подпункте 3 п. 1 ст. 3 упомянутого закона предусмотрены минимальные и максимальные ставки платы для налогоплательщиков, осуществляющих забор воды, и для налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций; они установлены раздельно: за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водных объектов в пределах установленных лимитов, и за одну тысячу киловатт-часов вырабатываемой электроэнергии соответственно.
Что касается водного налога, то в соответствии с п. 1 ст. 333.9 гл. 25.2 "Водный налог" Кодекса забор воды из водных объектов и использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики также признаются самостоятельными объектами налогообложения водным налогом.
В связи с распространенным доводом о том, что забор воды на гидроэлектростанциях является частью единого, неразрывного технологического процесса по выработке электроэнергии, обращаем внимание, что указанными выше актами законодательства о налогах и сборах объект налогообложения определяется видом водопользования, а не целевым использованием водных ресурсов (например, целевым использованием забранной воды) или характером технологического процесса.
В Водном кодексе Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (далее - ВК) (ст. 85) под забором воды понимается использование водных объектов с изъятием водных ресурсов.
Таким образом, забор воды из водного объекта (то есть изъятие воды из водного объекта с применением сооружений, технических средств или устройств), осуществляемый гидроэлектростанцией, в частности для технологических нужд, связанных с охлаждением агрегатов, при условии документального подтверждения его факта является самостоятельным объектом налогообложения по указанным налогам.
Следует также иметь в виду, что согласно ст. 49 ВК лицензия на водопользование должна содержать, в частности, указания на способы и цели использования водного объекта, а также сведения о лимитах водопользования, а при необходимости указание мест забора воды. На предоставление водопользователю права пользования водным объектом с изъятием или без изъятия воды указывают третий и четвертый разряды обозначения вида лицензии (п. 14 Методических указаний по заполнению и учету документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами, доведенных МПР России до территориальных органов письмом от 4 июля 2000 г. N НМ-61/3089).
С учетом изложенного в целях установления факта осуществления забора воды из водного объекта рекомендуется руководствоваться также данными имеющейся у водопользователя лицензии о разрешенных видах водопользования. Тем не менее, следует иметь в виду, что данные лицензии о разрешенных видах водопользования и сведения об установленных водопользователю лимитах забора воды (водопотребления) сами по себе не являются доказательствами факта забора воды.
При отсутствии у налогового органа достаточных подтверждений факта осуществления налогоплательщиком забора (изъятия) воды из водного объекта рекомендуется запросить соответствующее заключение в территориальном органе Федерального агентства водных ресурсов по соответствующему субъекту Российской Федерации на основании Соглашения о взаимодействии Федерального агентства водных ресурсов и Федеральной налоговой службы от 14 июля 2005 г. N САЭ-16-21/55, принимая во внимание, что водопользователи ежегодно представляют в соответствующие органы отчетность по форме N 2-тп (водхоз), в которой отражаются, в частности, объемы фактически забранной воды.
Одновременно обращаем внимание, что при решении соответствующего вопроса применительно к конкретному налогоплательщику необходимо учитывать складывающуюся в регионе и федеральном округе арбитражную практику по данному вопросу.

Вопрос. Как контролируется применение индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники?
Ответ. В соответствии с положениями Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) на налоговые органы возложен контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Налоговые органы проверяют документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводят проверки выдачи кассовых чеков, налагают штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Налоговые органы налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в том числе ст. 14.5, 15.1 КоАП РФ.
Неисполнение организациями и индивидуальными предпринимателями предписания (постановления, представления), а также неповиновение ими законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа, или воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом обязанностей является основанием для привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ.
Штрафы за отсутствие контрольно-кассовой техники в закрытой, неработающей торговой точке индивидуального предпринимателя КоАП РФ не предусмотрены.
Налоговые органы проводят проверки соблюдения требований Федерального закона N 54-ФЗ на основании поручения руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера (действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействия нарушают их права) в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Вопрос. Каков порядок обложения налогом на прибыль услуг по безвозмездной передаче имущества во временное пользование?
Ответ. Правоотношения сторон по договору безвозмездного пользования регулируются главой 36 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 689 ГК РФ установлено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
При этом согласно п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым п. 2 ст. 610, пунктами 1 и 3 ст. 615, пунктом 2 ст. 621, пунктами 1 и 3 ст. 623 ГК РФ, т.е. к договору безвозмездного пользования применяются соответствующие правила аренды имущества.
Исходя из положений ст. 38 НК РФ передачу имущества во временное пользование следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как оказание услуги. Следовательно, получение имущества в безвозмездное пользование является потреблением данной услуги.
Таким образом, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, формирует внереализационные доходы согласно п. 8 ст. 250 Кодекса и учитывает их исходя из рыночной цены на аренду идентичного имущества. Указанные доходы включаются в состав налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

Т.Н. Федорова,
специалист Московской налоговой службы

"Гражданин и право", N 2, февраль 2007 г.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Водный налог в вопросах и ответах
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!