Если организация не предпринимает никаких мер для оформления прав на земельные участки, но эксплуатирует строения, расположенные на них, обязана ли она уплачивать земельный налог?

Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 Земельного кодекса РФ).
На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ.
Таким образом, объектом налогообложения по земельному налогу может выступать лишь сформированный земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет. Данная позиция подтверждается судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2006 г. N 5-Г06-57) и поддерживается официальными органами (Письма Минфина России от 02.04.2009 г. N 03-05-04-02/23, от 27.03.2007 г. N 03-05-06-02/28).
Однако по рассматриваемому вопросу есть и другая точка зрения, согласно которой отсутствие правоустанавливающих документов при фактическом использовании спорных земельных участков и непринятии заявителем мер к оформлению прав на эти участки не может служить основанием для освобождения от уплаты налога на землю.
Такой позиции придерживались не только суды округов (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2008 г. N А56-18358/2007), но и ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2006 г. N 11991/05). Суды при этом ссылались на ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю", согласно которой использование земли в РФ является платным, формы платы за землю - земельный налог и арендная плата. Однако Федеральным законом от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ данная норма признана утратившей силу. В настоящее время аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 65 ЗК РФ.
На основании изложенного суды приходили к такому выводу: если предприятие не является арендатором земли, оно обязано исчислять и уплачивать земельный налог.
Таким образом, возможность освобождения от уплаты земельного налога организации, не предпринимающей никаких мер для оформления прав на земельные участки, но фактически эксплуатирующей строения, расположенные на них, придется доказывать в суде.

Специалисты центра методологии бухгалтерского учета
и налогообложения (ЦМБН)

1 августа 2009 г.

"Аудит и налогообложение", N 8, август 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Земельный налог в вопросах и ответах
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >>
13 >> 14 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!