Общество приняло решение о подтверждении прав собственности на все объекты недвижимости, стоящие на балансе Общества, в том числе и на введенные до 31 января 1998 года. Государственная пошлина включается в налоговом учете в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и подлежит включению в состав прочих расходов с момента документального подтверждения факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права (п. 1 ст. 264 НК РФ)*(1).
Просим Вас ответить на вопрос: расходы на государственную регистрацию объектов недвижимости, введенных до 31 января 1998 года, подлежат включению в состав прочих расходов в налоговом учете в случае, если с указанным имуществом на момент регистрации Общество не планирует осуществлять какие-либо действия правоустанавливающего характера (например, сдача в аренду на срок более года, продажа и т.д.)?

1. Налог на прибыль организаций.
Согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, включаются платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество, а также оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.
Для правомерного включения данных расходов в налоговую базу по налогу на прибыль, они должны отвечать требованиям статьи 252 НК РФ. А именно, в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами, для целей налогообложения прибыли, признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В этой связи, применительно к ситуации, изложенной в запросе, следует отметить, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (п. 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ). За исключением случаев, когда такая регистрация требуется при государственной регистрации перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершении сделки с объектом недвижимого имущества, возникших после введения в действие Закона N 122-ФЗ.
В запросе указано, что в рассматриваемом случае Общество не планирует осуществлять какие-либо действия правоустанавливающего характера (например, сдача в аренду на срок более года, продажа и т.д.), то есть регистрация объектов недвижимости не сопряжена с требованиями действующего законодательства, а обусловлена желанием Общества.
Несмотря на добровольный характер регистрации рассматриваемых объектов недвижимости, считаем, что расходы, связанные с такой регистрацией, экономически оправданы по следующим причинам.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, возникших до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, позволяет установить правовую определенность в отношении данных объектов. Поскольку на практике не исключены ситуации, когда организация считает, что имеющиеся у нее документы (договоры, акты исполнительных органов власти и т.п.), свидетельствуют о наличии у нее права собственности на указанные объекты недвижимости. При этом при подаче документов на государственную регистрации прав на объекты недвижимости, регистрирующий орган отказывает в регистрации прав, в силу того, что представленные документы не подтверждают прав организации на данные объекты.
Следовательно, обоснованность расходов на "добровольную" регистрацию прав на объекты недвижимости, возникших до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, вызвана совершенствованием контроля и учета в отношении объектов недвижимости, их балансовой принадлежности, обеспечением полноты и достоверности информации об имеющихся у Общества объектах недвижимости и т.п. (так как на практике именно в отношении такого имущества зачастую существует неопределенность, а также возникают споры относительно того, кто является собственником этого имущества).
В подтверждение вывода об экономической оправданности расходов на "добровольную" регистрацию, по нашему мнению, говорит отсутствие судебной практики по этому вопросу, что может свидетельствовать о том, что контролирующие органы согласны с вышеизложенным подходом.
Что касается документального оформления понесенных расходов, то помимо документов, которые непосредственно подтверждают фактическое несение расходов на регистрацию прав на недвижимость (например, квитанций об уплате госпошлины), считаем целесообразным оформить Приказ (распоряжение) руководителя организации с указанием причин, свидетельствующих о необходимости регистрации рассматриваемых объектов недвижимости.

Вывод:
По нашему мнению, расходы Общества, связанные с "добровольной" регистрацией прав на объекты недвижимости, возникших до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход.

2. Бухгалтерский учет.
В отношении бухгалтерского учета расходов на регистрацию объектов недвижимости в ситуации, изложенной в запросе, необходимо отметить следующее.
По нашему мнению, указанные платежи следует признавать либо расходами по обычным видам деятельности (например, платежи по регистрации прав на газопроводы), либо прочими расходами (платежи по регистрации прав объектов недвижимости, которые используются в прочей (неосновной) деятельности организации). Данный вывод следует из пунктов 4, 5, 11 ПБУ 10/99.

Вывод:
По нашему мнению, для целей бухгалтерского учета расходы Общества, связанные с "добровольной" регистрацией прав на объекты недвижимости, возникших до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, следует признавать либо расходами по обычным видам деятельности, либо прочими расходами - в зависимости от вида деятельности, в которой используется недвижимость.

15 октября 2009 г.

ООО "Аудит-новые технологии", октябрь 2009 г.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления прочих расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов). При этом в соответствии со статьей 13 НК РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Государственная пошлина, вопросы и ответы
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >>
10 >> 11 >> 12 >> 13 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!