Налогоплательщик не получал квитанции о начисленном транспортном налоге из МИФНС, сразу пришло письмо о судебном взыскании недоимки и пени и судебный приказ. Не было вручено налогоплательщику и уведомление о рассмотрении правонарушения. Правомерно ли это?
Транспортный налог рассчитан исходя из большей мощности автомобиля, чем указано в ПТС. Изменения налоговый орган вносить отказывается.

В описанной ситуации порядок предъявления налогоплательщику суммы налога к уплате действительно нарушен.
Транспортный налог выплачивается гражданами на основании уведомления, присланного налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ). Если такое уведомление не прислали, то обязанности самостоятельно рассчитать налог у налогоплательщика не возникает - это прерогатива налоговых органов.
Согласно ст. 52 НК РФ налоговый орган должен передать уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если это невозможно, то уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Таким образом, если уведомление действительно не высылалось, то оснований обращаться в суд не было.
Более того, даже если уведомление высылалось, но не было оплачено, то налоговый орган должен был вначале направить гражданину требование с указанием суммы задолженности и пеней, и только в случае его неоплаты обращаться в суд (п. 1 ст. 45, ст. 48 НК РФ).
В чем причина того, что налогоплательщик не получил ни требования, ни уведомления, сказать сложно, однако к заявлению в суд налоговый орган обязан был приложить доказательства, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, иначе судья должен был вернуть заявление без рассмотрения (ст. 132, подп.1 п.1 ст. 135 ГПК РФ).
У налогоплательщика была возможность не выполнять судебный приказ - для этого нужно было в течение 10 дней с момента его получения представить свои возражения в суд. Тогда бы приказ был автоматически отменен, а налоговикам пришлось бы взыскивать налог уже в порядке искового производства (ст. 128-129 ГПК РФ), т. е. с полным судебным разбирательством. Видимо, этого сделано не было. Осталась еще возможность оспорить приказ в надзорном порядке - для этого нужно в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу подать надзорную жалобу в ВС субъекта РФ (п. 2 ст. 376, подп. 1 п. 2 ст. 377 ГПК РФ). Можно также оспорить в суде действия (бездействие) налоговых органов, можно подать на них жалобу в вышестоящий орган. Вопрос в том, ради чего?
Как видно из текста вопроса, налогоплательщик не отказывается платить транспортный налог, он (вполне законно) не согласен лишь с той формой, в которой ему об этом сообщили. Спорной представляется необходимость платить пени. Пеня - это денежная сумма, которая платится в случае просрочки уплаты налога. В данном случае, на наш взгляд, просрочки не было.
В силу п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога производится налогоплательщиками в сроки, установленные законами субъектов РФ. Пунктом 2 ст. 3 Закона Республики Адыгея от 28.12.2002 N 106 "О транспортном налоге" установлено, что уплата налога производится налогоплательщиками - физическими лицами не позднее 20 июля года налогового периода согласно налоговому уведомлению. При этом уведомление должно быть налогоплательщику вручено не позднее 1 июня. Следовательно, если налогоплательщик такого уведомления не получал, то он физически не мог выполнить свою обязанность в срок.
В связи с этим, если сумма пеней существенна для налогоплательщика, то ее можно попытаться оспаривать в вышеизложенном порядке (но первоначально лучше все же пени оплатить).
Заметим также, что в данном случае налогоплательщика не привлекали к ответственности за совершение правонарушения (т.е. не требовали заплатить штраф), поэтому никаких "уведомлений о рассмотрении правонарушения" налоговики не должны были присылать. При привлечении к ответственности налоговый орган вначале обязан предложить гражданину заплатить штраф добровольно, и только в случае отказа последнего может обращаться в суд, причем только в порядке искового производства.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговиками на основании сведений, полученных ими из ГИБДД (п.1 ст. 362 НК РФ). Если сведения о мощности транспортного средства, использованные при расчете налога, неправильны, то, скорее всего, неправильны они уже в ГИБДД. Формально налоговый орган не вправе сам внести изменения, поэтому отказ в данном случае справедлив.
Чтобы не усложнять ситуацию, лучше уплатить налог в том размере, в котором его рассчитал налоговый инспектор, а затем поехать в ГИБДД и добиваться внесения изменений в их данные. Органы ГИБДД обязаны сообщать в налоговые органы о внесенных изменениях по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года (п. 5 ст. 362 НК РФ). Когда изменения налоговым органом будут получены, налогоплательщику нужно будет написать заявление о зачете переплаты в счет уплаты транспортного налога в будущем (п. 4 ст. 78 НК РФ).

М. Мошкович,
"эж-ЮРИСТ"

25 февраля 2009 г.

"эж-ЮРИСТ", N 8, февраль 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Транспортный налог в вопросах и ответах
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!