Как определить срок полезного использования ТС для расчета транспортного налога?

В налоговой системе РФ транспортный налог отнесен к категории региональных (ст. 14 НК РФ), поэтому он устанавливается не только НК РФ (гл. 28), но и законами субъектов РФ (ст. 356 НК РФ). Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки его уплаты, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования. В частности, в Москве*(1) и Московской области*(2) ставки транспортного налога дифференцированы по срокам полезного использования ТС. Как правильно рассчитать налог, если его размер зависит от указанной величины? Об этом мы и поговорим сегодня.
Возьмем правила расчета транспортного налога в Москве. Налоговые ставки установлены в зависимости от:
- мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости ТС;
- категории и срока полезного использования (СПИ) ТС в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя ТС, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну ТС или единицу ТС.

Приведем пример.

-----------------------------------------------------------T--------------------------------------¬
¦                  Транспортное средство                   ¦         Ставка налога в руб.         ¦
+----------------------------------------------------------+---------------------T----------------+
¦                                                          ¦    СПИ до 5 лет     ¦СПИ свыше 5 лет ¦
¦                                                          ¦   (включительно)    ¦                ¦
+----------------------------------------------------------+---------------------+----------------+
¦Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): ¦                     ¦                ¦
¦до 110 л. с. (до 80,9 кВт) включительно                   ¦         10          ¦       15       ¦
+----------------------------------------------------------+---------------------+----------------+
¦свыше 110 л. с. до 200 л. с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт)¦         17          ¦       26       ¦
¦включительно                                              ¦                     ¦                ¦
+----------------------------------------------------------+---------------------+----------------+
¦свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)                         ¦         35          ¦       55       ¦
+----------------------------------------------------------+---------------------+----------------+
¦Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой       ¦                     ¦                ¦
¦лошадиной силы):                                          ¦                     ¦                ¦
¦до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно                  ¦         10          ¦       15       ¦
+----------------------------------------------------------+---------------------+----------------+
¦свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33   ¦         17          ¦       26       ¦
¦кВт) включительно                                         ¦                     ¦                ¦
+----------------------------------------------------------+---------------------+----------------+
¦свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1   ¦         25          ¦       38       ¦
¦кВт) включительно                                         ¦                     ¦                ¦
+----------------------------------------------------------+---------------------+----------------+
¦свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9    ¦         35          ¦       55       ¦
¦кВт) включительно                                         ¦                     ¦                ¦
+----------------------------------------------------------+---------------------+----------------+
¦свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)                         ¦         45          ¦       70       ¦
L----------------------------------------------------------+---------------------+-----------------

Итак, в Москве по указанным транспортным средствам ставки налога разнятся в зависимости от срока полезного использования в среднем в 1,5 раза. При этом закон, установивший такую градацию, не разъясняет понятие "срок полезного использования ТС" в целях исчисления транспортного налога. Для этого можно обратиться к Приказу Минфина РФ от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения". В порядке заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу, в частности в разделе 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)", установлено следующее. В графе 8 "Срок полезного использования (полных лет)" отражается срок использования ТС. Этот показатель определяется в календарных годах от года выпуска (года постройки) ТС и указывается только в случае установления дифференцированных налоговых ставок. Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска ТС. На практике эти указания трактуются двояко. Подтверждением тому служит одно из последних обращений налогоплательщиков в Минфин (Письмо от 07.07.2009 N 03-05-05-04/07). В нем на примере грузового транспортного средства, выпущенного в мае 2003 года, изложены два варианта расчета СПИ.
Первый вариант. Поскольку в порядке заполнения налоговой декларации по транспортному налогу установлено, что количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах, получается, что по транспортному средству, выпущенному в мае 2003 года, СПИ будет определяться следующим образом:
- 01.01.2004 - 0 лет;
- 01.01.2005 - 1 год;
- 01.01.2006 - 2 года;
- 01.01.2007 - 3 года;
- 01.01.2008 - 4 года;
- 01.01.2009 - 5 лет.
Таким образом, в 2009 году по данному ТС еще будет применяться пониженная ставка налога. Возьмем за основу характеристики бортового автомобиля "Урал-6367" с мощностью двигателя 300 л. с. За 2009 год сумма транспортного налога по нему с учетом пятилетнего СПИ составит 13 500 руб. (300 л. с. х 45 руб.).
Второй вариант. В его основу положено утверждение, что количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска ТС. То есть уже на 1 января следующего (после выпуска ТС) года его СПИ равняется 1:
- 01.01.2004 - 1 год;
- 01.01.2005 - 2 года;
- 01.01.2006 - 3 года;
- 01.01.2007 - 4 года;
- 01.01.2008 - 5 лет;
- 01.01.2009 - 6 лет.
В этом случае в 2009 году по данному ТС будет применяться уже повышенная ставка налога. Так, по бортовому автомобилю "Урал-6367" величина налога будет равна 21 000 руб. (300 л. с. х 70 руб.).
Цена спорного вопроса по автомобилю указанной марки - 7 500 руб. (21 000 - 13 500). Сразу скажем, что Минфин решил его в пользу налогоплательщиков и поддержал первый вариант расчета налога, который позволяет им немножко сэкономить.

К.О. Борисова

1 сентября 2009 г.

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2009 г.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33.
*(2) Закон Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Транспортный налог в вопросах и ответах
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!