Имеет ли законную силу постановление Правительства Нижегородской области от 03.04.2007 N 101 "Об оценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности"? Могут ли результаты пересчета инвентарной стоимости, согласно этому постановлению, являться налоговой базой для налога на имущество без дополнительных разъяснений?

Прежде чем рассматривать применение нормативного правового акта, изданного органом исполнительной власти субъекта РФ, обратимся к федеральному законодательству в области определения инвентарной стоимости имущества и применения ее при расчете налога на имущество физических лиц.
Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года*(1). Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года*(2).
Таким образом, при расчете налога на имущество физических лиц основным параметром является инвентаризационная стоимость недвижимого имущества.

К сведению. Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" не разъясняет понятия "инвентаризационная стоимость".

Для того чтобы понять механизм ее определения, обратимся к нормативным правовым актам, принятым в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Например, к приказу Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87, принятому во исполнение распоряжения Правительства РФ от 12.03.1992 N 469-р. Этим приказом был утвержден Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
В нем указано, что определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки*(3). Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 N 94 и письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"). А затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Для расчета указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.
При недостаточности в сборниках укрупненных показателей номенклатуры аналогов бюро технической инвентаризации разрабатывает их и представляет заказчику на утверждение*(4).
Физический износ жилых зданий определяется по Правилам оценки физического износа жилых зданий (ВСН 53-86)*(5).
Таким образом, размер поправочного коэффициента для пересчета отдан на полное усмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в постановлении губернатора Камчатской области от 15.03.2005 N 98 утвержден коэффициент пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в уровень цен 2005 года оценки в размере 10 к уровню цен 1991 года.
Такой порядок расчета плательщиками налога на имущество физических лиц неоднократно оспаривался*(6).
Постановление Правительства Нижегородской области от 03.04.2007 N 101, которым утвержден коэффициент перехода в уровень цен на 1 января 2006 года в размере 33,54, принято в развитие распоряжения Правительства РФ от 12.03.1992 N 469-Р и устанавливает размер коэффициента перехода в уровень на 1 января 2006 года.
Аналогичные постановления принимались и в других субъектах Российской Федерации и в ряде случаев повлекли за собой судебные разбирательства на предмет их законности. Так, было обжаловано в судебном порядке постановление губернатора Камчатской области от 15.03.2005 N 98, которым был утвержден коэффициент пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в уровень цен 2005 года.
Верховный Суд РФ в определении от 18.01.2006 по делу N 60-Г05-14 признал данное постановление принятым в пределах полномочий в соответствии с действующими нормативными актами и не противоречащим федеральному законодательству.
В такой ситуации у налогоплательщика - физического лица, не согласного с результатами государственной оценки, по нашему мнению, есть только один выход - обратиться в арбитражный суд. Ведь именно он призван проверять правильность и объективность расчета стоимости имущества на основе установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела*(7).
Итак, в случае спора с организациями технической инвентаризации о стоимости строений, помещений и сооружений привлеките независимого оценщика и получите заключение об инвентаризационной стоимости имущества. Затем обратитесь в арбитражный суд. Если дело будет решено в вашу пользу, то организация технической инвентаризации представит в налоговые органы уточненные данные и вам пересчитают налог. Результаты этого пересчета, согласно постановлению N 101, могут применяться для определения налоговой базы для налога на имущество физических лиц.

А.В. Анищенко,
эксперт аналитического департамента
Палаты налоговых консультантов России

15 февраля 2009 г.

"В курсе правового дела", N 4, февраль 2009 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
*(2) п. 4 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1.
*(3) п. 3.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утв. приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87.
*(4) п. 3.2.1 Порядка.
*(5) п. 3.2.2 Порядка.
*(6) определения Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 258-О, Верховного суда РФ от 23.01.2003 N КАС03-1; решение Верховного Суда РФ от 30.10.2002 N ГКПИ2002-1176.
*(7) определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 473-О.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Налог на имущество физических лиц, вопросы и ответы
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!