Практика применения налогового законодательства

В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 257 НК РФ при использовании налогоплательщиком объектов основных средств собственного производства первоначальная стоимость таких объектов определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с п. 2 ст. 319 НК РФ, увеличенная на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами. О каких основных средствах идет речь в данной норме: о тех, которые организация производит постоянно в виде товарной продукции, или об отдельных объектах, изготовленных хозяйственным способом для использования самой организацией?
Минфин России в письме от 22 сентября 2004 г. N 03-03-01-04/1/55 указал, что при определении первоначальной стоимости объекта основных средств следует учитывать, что объектами основных средств собственного производства являются основные средства, производимые данным налогоплательщиком на постоянной основе и входящие в его номенклатуру продукции. Все прочие основные средства, изготовленные налогоплательщиком самостоятельно и используемые им в собственных целях, считаются основными средствами, изготовленными хозяйственным способом.
ООО "Хризантема" осуществляет производство офисной мебели. В январе 2006 г. ООО "Хризантема" произвело 50 комплектов офисной мебели. По решению генерального директора, 1 комплект мебели передан на оснащение отдела реализации.
Структура расходов ООО "Хризантема" в январе 2006 г. приведена в таблице.

------------------------------------------------------------------T--------------------------------¬
¦                       Вид расходов                              ¦           в том числе          ¦
¦                                                                 +-----------------T--------------+
¦                                                                 ¦прямые, списанные¦   косвенные  ¦
¦                                                                 ¦на реализованную ¦              ¦
¦                                                                 ¦продукцию*(1)    ¦              ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------------+--------------+
¦Расходы- всего                                                   ¦     741 120     ¦   192 700    ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------------+--------------+
¦Материальные затраты                                             ¦     480 000     ¦              ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------------+--------------+
¦Зарплата производственного персонала                             ¦     192 000     ¦              ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------------+--------------+
¦Единый социальный налог с зарплаты производственного персонала   ¦      23 040     ¦              ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------------+--------------+
¦Взносы на обязательное пенсионное страхование с зарплаты произво-¦      26 880     ¦              ¦
¦дственного персонала                                             ¦                 ¦              ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------------+--------------+
¦Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных  слу-¦                 ¦              ¦
¦чаев с зарплаты производственного персонала                      ¦                 ¦              ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------------+--------------+
¦Амортизационные отчисления                                       ¦      19 200     ¦              ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------------+--------------+
¦Зарплата управленческого персонала                               ¦                 ¦    150 000   ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------------+--------------+
¦Единый социальный налог с зарплаты управленческого персонала     ¦                 ¦     18 000   ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------------+--------------+
¦Взносы на обязательное пенсионное страхование с  зарплаты  управ-¦                 ¦     21 000   ¦
¦ленческого персонала                                             ¦                 ¦              ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------------+--------------+
¦Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных  слу-¦                 ¦              ¦
¦чаев с зарплаты управленческого персонала                        ¦                 ¦              ¦
L-----------------------------------------------------------------+-----------------+---------------

Таким образом, сумма прямых расходов на изготовление комплектов офисной мебели составила 741 120 руб.
Исчисленная в целях налогового учета первоначальная стоимость одного комплекта офисной мебели, переданного в отдел реализации, составит 14 822 руб. (741 120 руб. / 50 шт.).
Косвенные расходы, связанные с производством офисной мебели, составляют 192 700 рублей. Эти затраты в налоговом учете признаются косвенными и списываются на расходы текущего месяца.

Физическое лицо, являющееся резидентом в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", не представило в налоговый орган отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ по состоянию на начало календарного года. Налоговый орган привлек данное физическое лицо к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. Правомерны ли действия налогового органа?
В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) физические лица-резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ по состоянию на начало каждого календарного года.
Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Однако в силу п. 1 ст. 1 НК РФ Закон N 173-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, налоговый орган не может привлечь физическое лицо к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в налоговый орган отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ по состоянию на начало календарного года, предусмотренной п. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ, т.к. ответственность по данному основанию наступает за непредставление сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

В 2006г. организация ввела в эксплуатацию объект недвижимости. Объект недвижимости фактически используется в производственной деятельности с момента ввода в эксплуатацию. В силу внутренних организационных причин документы на государственную регистрацию имущества не поданы. Указанный объект недвижимости учитывается на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Следует ли по данному объекту начислять налог на имущество организаций?
В силу п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Из пункта 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, следует, что объекты основных средств, не зарегистрированные в установленных законодательством случаях, учитываются в составе капитальных вложений.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что налог на имущество организаций с объектов основных средств, учтенных на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", уплачивать не нужно. На отсутствие необходимости уплачивать налог на имущество в данном случае указывает и Минфин России (см., например, письма Минфина России от 13 апреля 2004 г. N 04-05-06/39, от 20 октября 2004 г. N 03-06-01-04/71).
В то же время налоговые органы по данному вопросу придерживаются противоположной позиции. Например, в письме Управления МНС России по г. Москве от 21 апреля 2004 г. N 23-01/1/27330 указано, что фактически эксплуатируемые объекты недвижимости (в том числе объекты, по которым документы не переданы на государственную регистрацию), отвечающие требованиям п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н, признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций.
Анализ арбитражной практики по данному вопросу показывает, что суды преимущественно поддерживают такую позицию налоговых органов.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27 октября 2004 г. N А29-996/2004А суд пришел к выводу, что эксплуатируемые налогоплательщиком нефтяные скважины, не прошедшие государственную регистрацию и принятые к бухгалтерскому учету на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", являются основными средствами, поскольку отвечают требованиям, перечисленным в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01.
Аналогичные выводы делались также в постановлении ФАС Уральского округа от 27 января 2005 г. N Ф09-6024/04-АК, ФАС Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2004 г. N Ф08-1371/2004-619А.
Более того, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2004 г. N А19-8424/03-45-Ф02-2057/04-С1 сделан вывод, что бездействие налогоплательщика, выразившееся в неоформлении правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, и, как следствие, неуплата налога на имущество является недобросовестным.
Представляется, что налогоплательщик, фактически эксплуатирующий объект основных средств, но учитывающий его на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", может не уплачивать с данного имущества налог на имущество, опираясь на позицию Минфина России. В то же время ему необходимо быть готовым к отстаиванию своей позиции в налоговых органах и судах. При этом положительного решения по такому вопросу будет добиться довольно сложно.

Подлежат ли налогообложению налогом на доходы физических лиц дополнительные гарантии (например, в форме компенсационных выплат на питание, лечение, при выходе на пенсию, при увольнении и т.д.), устанавливаемые муниципальным служащим решениями представительных органов местного самоуправления?
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).
Минфин России и налоговые органы указывают на невозможность применения п. 3 ст. 217 НК РФ в отношении дополнительных гарантий в форме компенсационных выплат, устанавливаемых для муниципальных служащих решениями органов местного самоуправления.
Так, в письме Минфина России от 18 августа 2004 г. N 03-05-01-04/3 указано, что компенсацию муниципальному служащему на лечение, компенсационные выплаты на довольствие, выходное пособие в размере трехкратного месячного денежного содержания и единовременное пособие за полные годы стажа при увольнении на пенсию следует рассматривать в качестве дополнительных выплат, которые не носят характера возмещения затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, т.е. не являются по своему содержанию компенсациями. На такие выплаты не распространяется действие п. 3 ст. 217 НК РФ, и они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Аналогичная позиция высказана в Письме МНС России от 3 сентября 2004 г. N 04-2-06/605@.
В то же время арбитражная практика по данному вопросу на стороне налогоплательщика.
В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 августа 2003 г. N А19-5404/03-5-Ф02-2432/03-С1 сделан вывод: выходное пособие, установленное законом субъекта РФ, выплачиваемое выборным должностным лицам местного самоуправления, добровольно прекратившим свои полномочия, а также в связи с истечением срока полномочий, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в силу п. 3 ст. 217 НК РФ.
В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2005 г. N Ф08-6121/2005-2410А сделан следующий вывод, что несмотря на то что п. 3 ст. 217 НК РФ прямо не предусмотрено, что компенсационные выплаты на питание и лечение муниципальным служащим освобождаются от налогообложения, они не должны включаться в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в силу п. 1 ст. 217 НК РФ, в соответствии с которым не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, правомерность применения п. 3 ст. 217 НК РФ в отношении дополнительных гарантий (например, в форме компенсационных выплат на питание, лечение, при выходе на пенсию, при увольнении и т.д.), устанавливаемых муниципальным служащим решениями представительных органов местного самоуправления, придется доказывать в суде.

Налоговый агент по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ представил в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов. Копией уведомления о вручении почтового отправления подтверждается, что сведения о доходах физических лиц, содержащиеся на магнитном и бумажном носителях, направлены до истечения предельного срока представления указанных сведений (1 апреля). Налоговому органу не удалось считать содержащуюся на магнитном носителе информацию, о чем налоговый орган уведомил организацию. Сведения были представлены налогоплательщиком повторно, но уже по истечении предельного срока представления сведений. Может ли в такой ситуации налоговый орган привлечь налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ?
В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России.
Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Наличие дефектов на магнитном носителе информации не позволяет налоговому органу сделать вывод о наличии сведений, предусмотренных п. 2 ст. 230 НК РФ.
Поскольку сведения были представлены налогоплательщиком по истечении предельного срока представления сведений, то привлечение к налоговой ответственности в данной ситуации по п. 1 ст. 126 НК РФ правомерно.

Российская организация направляет сотрудника на работу на территорию иностранного государства. Срок командировки - один год (с 1 февраля 2006 г. по 1 февраля 2007 г.). Российская организация осуществляет выплату вознаграждения за выполнение своих трудовых обязанностей путем перечисления на счет сотрудника, расположенный в российском банке. Должна ли российская организация исчислить, удержать и перечислить c таких выплат НДФЛ?
В соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ для целей исчисления налога на доходы физических лиц относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика налога на доходы физических лиц и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
В соответствии с абз. 4 ст. 11 НК РФ физическое лицо является налоговым резидентом РФ, если фактически находится на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Указанное лицо в 2006 г. находится на территории РФ менее 183 дней в календарном году, следовательно, оно не будет являться налоговым резидентом РФ.
В силу ст. 207 НК РФ указанное лицо не является налогоплательщиком налога от источников за пределами территории РФ.
Таким образом, у российской организации не возникают по отношению к такому лицу обязанности налогового агента и отсутствует необходимость исчислить, удержать и перечислить c таких выплат налог на доходы физических лиц.
Кроме этого, необходимо отметить, что нормы гл. 23 НК РФ не содержат какого-либо дополнительного толкования в зависимости от места выплаты дохода (источника выплаты дохода).

В организации приказом руководителя установлен пропускной режим. Работникам организации выдаются служебные удостоверения по форме, установленной в приказе руководителя организации. Вправе ли организация учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты на изготовление служебных удостоверений (типографское изготовление служебных удостоверений, оплата фотографий для служебных удостоверений и т.д.)?
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.
Учитывая, что служебное удостоверение оформляется для обеспечения нормального функционирования организации, надлежащего исполнения должностных обязанностей работниками организации, они могут быть учтены в уменьшение налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В декабре 2005 г. закрытое акционерное общество было реорганизовано путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью. В мае 2006 г. в ходе аудиторской проверки общество с ограниченной ответственностью (правопреемник) обнаружило, что закрытое акционерное общество (реорганизованное юридическое лицо) не представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2005 г. Правопреемник представил в налоговый орган данную декларацию. Налоговый орган наложил на правопреемника штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ. Должен ли правопреемник уплачивать этот штраф?
Подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный срок.
В соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
Кроме этого, на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, т.к. штрафные санкции на правопреемника были наложены после завершения его реорганизации, правопреемник в силу п. 2 ст. 50 НК РФ не обязан уплачивать штраф.

Ю.М. Лермонтов,
консультант Министерства финансов РФ,
специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению

"Право и экономика", N 7, июль 2006 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Структура прямых затрат утверждена приказом генерального директора ООО "Хризантема" от 30 декабря 2005 г. "Об учетной политике в целях налогообложения на 2006 год".

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Налогообложение доходов нерезидентов, доходов за пределами РФ
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!