Вправе ли частные нотариусы включать в состав расходов полную стоимость основных средств, используемых при осуществлении деятельности, или применять ускоренную амортизацию при списании стоимости таких средств, предусмотренную статьей 10 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"?

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с учетом внесенных в него изменений и дополнений) и пунктом 42 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" состав фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от предпринимательской деятельности и иной деятельности без образования юридического лица, определяется применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утверждаемых Правительством Российской Федерации.
В связи с отсутствием постановления Правительства РФ, в котором был бы определен состав затрат, принимаемых к учету при налогообложении физических лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (к которым относятся и частные нотариусы), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в информационном письме от 21.06.99 N 42 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога" рекомендовал судам руководствоваться Положением о составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли юридических лиц, при рассмотрении споров по вопросам, касающимся определения состава расходов для целей налогообложения вышеназванной категории физических лиц.
Подпунктом "х" пункта 2 данного Положения о составе затрат определено, что амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР". В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 июля 1998 г. N 33н к основным средствам относится имущество, используемое в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства.
Стоимость основных средств, используемых при осуществлении деятельности, погашается равномерно путем начисления амортизации. Основные средства постепенно амортизируются в течение срока их полезного использования, т.е. срока, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход или служить для целей выполнения деятельности.
Амортизационные отчисления начисляются по каждому объекту основных средств с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта в эксплуатацию.
Статьей 10 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлен порядок применения механизма ускоренной амортизации основных производственных фондов для субъектов малого предпринимательства, при этом в статье 3 указано, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отнесены к субъектам малого предпринимательства, на них распространяется действие положений законодательных актов и документов, связанных с деятельностью субъектов малого предпринимательства.
В то же время, статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате определено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Статьей 6 Основ предусмотрены ограничения в деятельности нотариуса, в соответствии с которыми нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.
Таким образом, нотариальная деятельность не может рассматриваться как один из видов предпринимательской деятельности, в связи с чем применение частными нотариусами льготы по применению ускоренной амортизации основных производственных фондов, предусмотренной Федеральным законом N 88-ФЗ для субъектов малого предпринимательства, неправомерно.
Следовательно, частные нотариусы, приобретая имущество, которое условно относится к основным средствам, обязаны при использовании этого имущества равномерно переносить его стоимость путем начисления амортизации и включать в состав расходов в течение всего срока их полезного использования, который не может превышать сам период осуществления нотариальной деятельности.

Советник налоговой службы I ранга                           Левадная Т.Ю.

30 мая 2000 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Налогообложение предпринимательской деятельности
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >>
13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!