Вопросы-ответы

Рассматриваются отдельные вопросы, связанные с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на вмененный доход, и общие вопросы налогообложения.

Вопрос: Вправе ли налогоплательщик включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, затраты на оплату управленческих услуг, оказанных индивидуальными предпринимателями?
Ответ: В силу ст. 252 НК РФ расходами организации признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно подп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или ее отдельными подразделениями, а также на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что спорные затраты отвечают всем законодательно предусмотренным требованиям для включения в расходы для целей налогообложения прибыли, поскольку связаны с производством, экономически обоснованы и документально подтверждены.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом. Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников организации, утвердившем условия договора с управляющим, или участником организации, уполномоченным решением общего собрания участников.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.
По мнению налоговых органов (см., например, Письмо Управления ФНС России по г. Москве от 3 ноября 2004 г N 26-12/71413), при формировании налоговой базы для расчета налога на прибыль организация может учесть расходы на оплату услуг сторонней фирмы по осуществлению управленческих услуг, произведенные в рамках заключенного договора. При этом необходимо, чтобы расходы соответствовали определенным критериям (например, были связаны с производственной деятельностью), а также имелись в наличии заключенный договор, платежное поручение и акт выполненных работ.
Представляется, что данные выводы можно распространить и на ситуацию, когда управление передается не юридическому лицу, а индивидуальному предпринимателю.
По мнению арбитражных судов, понесенные налогоплательщиком расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями могут уменьшать полученные организацией доходы при условии, что являются экономически обоснованными и документально подтвержденными (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 июля 2006 г N А74-3953/05-Ф02-3313/06-С1, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 июля 2006 г N Ф04-4281/2006(24270-А27-26), постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2006 г N А74-3813/05-Ф02-2408/06-С1).
В постановлении ФАС Уральского округа от 10 мая 2007 г. N Ф09-3333/07-С3 суд признал правомерным включение налогоплательщиком затрат по оплате услуг индивидуальных предпринимателей по управлению производством в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Указанные затраты непосредственно связаны с производственной деятельностью налогоплательщика и подтверждены соответствующими документами. В результате их использования получен положительный экономический эффект - значительно увеличена прибыль налогоплательщика.
При таких обстоятельствах можно сделать следующий вывод: если затраты по оплате управленческих услуг, оказанных индивидуальными предпринимателями, отвечают всем законодательно предусмотренным требованиям (связаны с производством, экономически обоснованы и документально подтверждены), налогоплательщик вправе включить их в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

Вопрос: Налогоплательщик, эксплуатирующий гидротехническое сооружение, заключил с научно-техническим и проектно-экспертным центром договор на разработку декларации безопасности гидротехнических сооружений для представления в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Срок действия декларации - 5 лет. Выполнение работ подтверждается актом сдачи-приемки. На основании выставленных счетов налогоплательщик оплатил указанные работы.
Как налогоплательщику следует отразить затраты на разработку и экспертизу декларации:
- отдельной статьей как расходы будущих периодов (произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам) и списать их в порядке, установленном налогоплательщиком (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение того периода, к которому они относятся?
- отнести к косвенным расходам на производство и реализацию, предусмотренным ст. 318 ГК РФ (т.е. в полном объеме отнести их к расходам текущего налогового периода)?
Ответ: Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций в силу гл. 25 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой.
В силу п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на связанные с производством и реализацией и внереализационные (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают материальные расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ). К материальным относятся расходы на содержание и эксплуатацию основных средств и иного имущества природоохранного назначения: на содержание и эксплуатацию очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов; захоронение экологически опасных отходов; приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов; очистку сточных вод; платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и др. (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Статьей 318 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, учитывающие доходы и расходы методом начисления, подразделяют расходы, связанные с производством и реализацией, на прямые и косвенные. Пунктом 2 указанной статьи определено, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. В соответствии со ст. 252 и 270 НК РФ в состав косвенных расходов не включаются траты, связанные с организацией деятельности, доход от которой в отчетном периоде еще не получен.
Согласно ст. 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ (далее - Закон N 117-ФЗ) собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны финансировать мероприятия по эксплуатации и обеспечению безопасности этого сооружения, а также работы по предотвращению и ликвидации аварий на нем.
В абзаце 4 ст. 10 Закона N 117-ФЗ сказано, что собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Утверждение такой декларации органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и получения разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации либо на его реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию.
Затраты на разработку и экспертизу декларации не связаны с ее действием в течение какого-либо периода. Понесенные расходы относятся к косвенным расходам налогоплательщика в силу положений ст. 318 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Этот вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Московского округа от 15 июня 2005 г. N КА-А40/5215-05, постановление ФАС Уральского округа от 24 апреля 2006 г. N Ф09-2909/06-С7).

Вопрос: Правомерен ли перевод на систему налогообложения в виде ЕНВД деятельности организации в части оказания услуг по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы, оформлению ветеринарных документов и сопутствующих услуг, лабораторные исследования продуктов животного и растительного производства кормов, ветеринарно-санитарное обследование объектов и выдача официальных заключений, санитарно-профилактическая работа?
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 под ветеринарными услугами понимаются платные услуги, классифицируемые по коду подгруппы 083000, т.е. связанные с лечением домашних животных в ветеринарных лечебницах и на дому.
Ответ: Согласно подп. 2 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание ветеринарных услуг.
На основании положений ст. 346.27 НК РФ ветеринарными услугами признаются услуги, оплачиваемые физическими лицами и организациями по перечню, предусмотренному нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Общероссийским классификатором услуг населению, утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163 (далее - ОК 002-93).
По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 16 ноября 2004 г. N 03-06-05-04/43, к ветеринарным услугам относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с ОК 002-93 по коду подгруппы 083000 "Ветеринарные услуги".
На основании изложенного, а также с учетом того, что в подгруппу 083000 "Ветеринарные услуги" не входят услуги, указанные в заданном вопросе, предпринимательская деятельность по их оказанию не может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.
Подобного подхода придерживаются и налоговые органы на местах. Тем не менее, такая позиция не находит отражения в судебной практике. Суды не признают обоснованность ссылки налоговых органов на то, что для целей применения гл. 26.3 НК РФ под ветеринарными услугами понимаются только платные услуги, классифицируемые в соответствии с ОК 002-93. Такова позиция ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 13 августа 2004 г. N А44-904/04-С9 и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 25 июля 2005 г. N Ф08-3226/2005-1317А. Суды ссылаются на Правила оказания платных ветеринарных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 898, согласно которым к платным ветеринарным услугам относятся:
- клинические, лечебно-профилактические, ветеринарно-санитарные, терапевтические, хирургические, акушерско-гинекологические, противоэпизоотические мероприятия, иммунизация (активная, пассивная), дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дегельминтизация;
- все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения;
- исследования и другие ветеринарные мероприятия, связанные с продажей племенных животных, с их участием в выставках и соревнованиях;
- определение стельности и беременности всех видов животных, получение и трансплантация эмбрионов и другие мероприятия, связанные с размножением животных, птиц, рыб, пчел и их транспортировкой;
- оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарных проходных свидетельств, сертификатов, справок, паспортов, регистрационных удостоверений и др.);
- консультации (рекомендации, советы) по вопросам диагностики, лечения, профилактики болезней всех видов животных и технологии их содержания;
- кремация, эвтаназия и другие ветеринарные услуги.
В связи с позицией Минфина России по данному вопросу, а также сформировавшейся судебной практикой правомерность перевода указанной деятельности на систему налогообложения в виде ЕНВД, очевидно, придется доказывать в суде.

Вопрос: Подлежит ли переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД деятельность организации по переоборудованию автомобилей?
Ответ: Согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
На основании положений ст. 346.27 НК РФ услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств признаются платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению, утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163 (далее - ОК 002-93).
Минфин России в Письме от 12 октября 2006 г. N 03-11-04/3/449 разъяснил, что ОК 002-93 определяет указанные услуги кодами 017100-017400, 017600 подгруппы 017000 "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" группы 01 "Бытовые услуги".
В данном письме Минфин России пришел к выводу, что оказываемые налогоплательщиком услуги по ремонту и замене агрегатов автотранспортных средств с использованием запасных частей для автотранспорта, заменой моторных масел подпадают под систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности согласно гл. 26.3 НК РФ.
Следует отметить, что ОК 002-93 относит к подгруппе 017000 и деятельность по переоборудованию автомобилей для работы на сжатом природном и сжиженном нефтяном и природном газе. Однако ФАС Поволжского округа в постановлении от 24 апреля 2007 г. N А57-13699/06 пришел к выводу, что предпринимательская деятельность по переоборудованию автомобилей согласно ст. 346.2, 346.27 НК РФ не относится к понятию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств.
С учетом позиции Минфина России деятельность организации по переоборудованию автомобилей, относящаяся к видам деятельности, предусмотренным подгруппой 017000 ОК 002-93, подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД. Противоположную позицию налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Вопрос: Возможен ли такой способ защиты права, как признание недействительным и прекращение зарегистрированного права собственности на земельный участок?
Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация есть юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется как перечисленными в ней способами, в том числе путем признания права, так и иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, однако использование других способов защиты права допускается Гражданским кодексом РФ только при наличии прямого указания закона. Ни статьей 12 ГК РФ, ни другим действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как признание недействительным и прекращение зарегистрированного права (в данном случае - права собственности). Следовательно, такой способ защиты права, как признание недействительным и прекращение зарегистрированного права собственности на земельный участок, невозможен.
Необходимо отметить, что отсутствие правовых норм в ст. 12 ГК РФ, закрепляющих только конкретный способ защиты гражданских прав, либо наличие возможности применить разные способы означает, что выбор способа защиты оставлен на усмотрение стороны правоотношения. При этом возможно сочетание (одновременное использование) нескольких способов защиты, однако неверно выбранный способ защиты нарушенного права является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Эти выводы подтверждаются судебной практикой, например постановлениями ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 января 2007 г. N А74-1884/06-Ф02-7470/06-С2, от 26 сентября 2006 г. N А69-4317/05-11-Ф02-4692/06-С2; от 6 декабря 2005 г. N А33-1802/05-Ф02-6132/05-С2.

Вопрос: Может ли руководитель организации (единоличный исполнительный орган), являющийся единственным ее участником, при регистрации организации в порядке ст. 51 ГК РФ указать в качестве местонахождения организации свой домашний адрес?
Ответ: В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных указанным Законом документов, необходимых для государственной регистрации, или их представления в ненадлежащий регистрирующий орган.
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определенный в ст. 12 Закона N 129-ФЗ, является исчерпывающим. Он включает: заявление о государственной регистрации в форме, утвержденной постановлением N 439; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об оплате государственной пошлины.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по местонахождению иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована нотариально. Заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Регистрирующий орган выдает заявителю расписку о получении документов с указанием их перечня.
По правилам абзацев 4-9 п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ заявителями при государственной регистрации юридического лица могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Согласно Методическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ (далее - Методические разъяснения), и ст. 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица заявителями могут выступать учредитель (учредители) юридического лица, а также руководитель юридического лица, являющегося учредителем регистрируемого юридического лица.
По мнению Управления ФНС по Ленинградской области, изложенному в письме от 1 ноября 2005 г. N 19-07/10661@ "Об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица", регистрирующим органам при заполнении представленного заявителем заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (далее - Заявление) следует отличать местонахождение постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, от домашнего адреса физического лица, представляющего соответствующий орган, или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Адрес (местонахождение) юридического лица указывается в соответствии с его учредительными документами.
Если в представленных документах в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа указано жилое помещение (дом, квартира), регистрирующий налоговый орган считает вправе отказать в государственной регистрации согласно подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ в связи с непредставлением заявления и учредительных документов, соответствующих законодательству Российской Федерации о государственной регистрации.
Следует отметить, что судебная практика идет по иному пути - позволяя руководителю организации указывать при регистрации юридического лица в качестве местонахождения организации домашний адрес. Например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2007 г. N А33-18496/06-Ф02-3367/07 суд удовлетворил заявленное требование о признании решения регистрирующего органа об отказе истцу в государственной регистрации юридического лица незаконным.
По мнению суда, истец правомерно указал в качестве местонахождения организации свой домашний адрес, так как согласно ст. 40 Закона N 14-ФЗ он является единоличным исполнительным органом юридического лица. Суд указал, что совпадение адреса организации с местом жительства ее учредителя не может свидетельствовать о несоответствии поданного им заявления требованиям действующего законодательства либо об отсутствии сведений о местонахождении юридического лица. При таких обстоятельствах суд сделал вывод об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа истцу в государственной регистрации юридического лица и удовлетворил заявленное требование, признав решение регистрирующего органа незаконным.
С учетом позиции налоговых и судебных органов правомерность указания домашнего адреса руководителя организации при регистрации юридического лица, очевидно, придется доказывать в суде.

Вопрос: Обязан ли налоговый орган уплатить госпошлину при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, в которых он выступал в качестве ответчика?
Ответ: Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
На основании п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Согласно ч. 1 ст. 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с иском или заявлением в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде, в частности, иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
В пункте 2 информационного письма ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах применения главы 25.3 НК РФ" (далее - письмо N 117) указано, что Налоговый кодекс РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
Однако в Письме ФНС России от 17 апреля 2007 г. N ШС-6-14/320@ указано следующее. Совокупность изложенного показывает, что письмо N 117 не является обязательным для арбитражных судов в Российской Федерации, а согласно положениям Налогового кодекса РФ налоговые органы, выступающие в арбитражном процессе в качестве заявителя либо ответчика, осуществляющие защиту государственных интересов и интересов бюджета в Российской Федерации, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Тем не менее, арбитражные суды уже начали применять письмо N 117 (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 июля 2007 г. N А29-8736/2006а, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 июля 2007 г. N А19-1447/07-18-Ф02-4306/07, постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3103, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 августа 2007 г. N Ф04-5382/2007(37000-А75-43), постановление ФАС Московского округа от 24, 25 июля 2007 г. N КА-А40/7237-07-П, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 августа 2007 г. N А66-9262/2006, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 августа 2007 г. N Ф08-4871/2007-1857А, постановление ФАС Уральского округа от 7 августа 2007 г. N Ф09-6153/07-С3, постановление ФАС Центрального округа от 19 июля 2007 г. N А64-102/07-13). Таким образом, с учетом позиции ФНС России, а также сформировавшейся арбитражной практики налоговый орган должен быть готов уплатить госпошлину при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, в которых налоговый орган выступал в качестве ответчика.

Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России

"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа" N 3, май-июнь 2008 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Вопрос - ответ: Налог на прибыль организаций
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >>
13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!