Расходы на командировки: разъяснения контролирующих органов

Позиция контролирующих органов по вопросам оформления и признания отдельных видов расходов всегда интересна налогоплательщикам: зачастую перед принятием решения по отражению каких-либо операций бухгалтеры обращаются к разъяснениям специалистов финансового или налогового ведомств. В представленном материале мы предлагаем обзор писем Минфина, ФНС, Роструда, посвященных командировочным расходам.

Служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Статьей 168 ТК РФ установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее - Положение), которое вступило в силу с 25 октября 2008 года.

Обратите внимание: Следует различать командировки и служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Такие поездки служебными командировками не признаются, и, следовательно, порядок их оплаты иной.
Пунктом 10 Положения предусмотрено, что работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Обратите внимание: Роструд в Письме от 30.04.2008 N 1024-6 обратил внимание на то, что суточные не являются вознаграждением за труд (не относятся к заработной плате), а носят компенсационный характер. Выплата суточных не ставится в какую-либо зависимость от фактического выполнения работником трудовой функции. Поэтому суточные следует выплачивать за все дни нахождения работника в командировке, включая дни простоя, в том числе по его вине.
Норма, предусматривающая возмещение работникам расходов, аналогичная той, что содержится в трудовом законодательстве, приведена в п. 11 Положения: работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации. Размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, с учетом положений, предусмотренных п. 18 Положения.
При этом ни Трудовой кодекс, ни Положение не уточняют, какие именно иные расходы должны быть возмещены работодателем. Отметим, что чаще всего на практике такими расходами являются затраты на услуги VIP-залов аэропортов, хранение багажа в камере хранения, оплату дополнительных услуг в гостиницах.
О том, какие разъяснения поступили со стороны контролирующих органов по вопросам признания расходов на командировки в бухгалтерском учете и в целях налогообложения, мы расскажем дальше.

О сроках служебной командировки

Согласно п. 3 Положения работники направляются в командировки по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.
Отметим, что в ранее действовавшей Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62, регулировавшей порядок направления работников в служебные командировки, было указано, что продолжительность командировки не может превышать 40 дней. Однако с момента вступления в силу Положения названная инструкция фактически утратила силу.
В Письме УФНС по г. Москве от 11.06.2009 N 16-12/059796 уточнено, что срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения (п. 4 Положения). Исходя из данной нормы законодательства максимальный срок продолжительности служебной командировки не ограничен.

Командировка на длительный срок и постановка на налоговый учет

В Письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176 Минфин рассмотрел вопросы, с которыми нередко сталкиваются организации, направляющие работников в длительные командировки. Ситуация следующая. Работник организации для выполнения обязательств по договорам направляется в командировку сроком более одного месяца в другие регионы РФ. Работник имеет все необходимое для проживания, а организация не несет никаких дополнительных расходов, связанных с его проживанием в другом регионе. Работник, используя свой личный транспорт (или транспорт организации по доверенности), посещает предприятия, с которыми у организации заключены договоры. Офис организации в другом регионе РФ не открывается, стационарное рабочее место работнику не предоставляется. Подлежит ли организация постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения работника, если работник выполняет свою трудовую функцию в другом регионе, при этом стационарное рабочее место для него не организуется, обособленное подразделение не открывается?
В ответе Минфин напомнил норму, содержащуюся в п. 1 ст. 83 НК РФ: в целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения. При этом для целей применения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Напомним, что рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
В решениях арбитражных судов (в частности, в постановлениях ФАС МО от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, ФАС СКО от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А) отмечается, что под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.
Если организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, обязанность по постановке на учет в налоговых органах по месту выполнения таких работ не возникает.
В случае появления у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 НК РФ).

Расходы на командировки и "зарплатные" налоги

Перечень доходов, не подлежащих обложению (освобождаемых от налогообложения) НДФЛ, установлен ст. 217 НК РФ. В частности, согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов.

Вопрос:
Организация при направлении своих работников в командировки как внутри страны, так и за ее пределы выплачивает им суточные в размерах, превышающих освобождаемые от обложения НДФЛ 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и 2 500 руб. за каждый день нахождения в загранкомандировке. Подлежат ли обложению НДФЛ суммы суточных, выплаченные сверх указанных размеров?
Ответ на данный вопрос представлен в Письме Минфина РФ от 15.04.2009 N 03-04-06-01/97. Фактический размер суточных, выплачиваемых работнику при направлении его в служебную командировку, может превышать размеры суточных, освобождаемые от налогообложения на основании п. 3 ст. 217 НК РФ, и в соответствии со ст. 168 "Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой" ТК РФ определяться коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом объектом обложения НДФЛ являются суточные, выплаченные работнику сверх размеров, установленных п. 3 ст. 217 НК РФ.

Обратите внимание: Минфин в Письме от 01.04.2009 N 03-04-06-01/74 разъяснил, что если руководитель организации своим приказом продлевает срок служебной командировки, то обязанности удерживать НДФЛ с задержавшегося в месте командировки работника не возникает.
В Письме от 04.06.2009 N 03-04-07-01/190 Минфин указал, что в отдельных случаях компенсации не требуют документального подтверждения в целях освобождения от налогообложения. Например, в абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что при непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2 500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Вопрос:
Некоммерческая организация, не осуществляющая предпринимательскую деятельность и не уплачивающая налог на прибыль, выплатила в 2008 году суточные своим работникам сверх размеров, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93. В связи с этим возникают вопросы: облагаются ли такие сверхнормативные выплаты НДФЛ и подлежат ли они обложению ЕСН?
Обратимся к Письму Минфина РФ от 11.06.2009 N 03-04-06-01/133.
По первому вопросу чиновники ответили, что суммы суточных, выплаченные с 1 января 2008 года сверх размеров, установленных п. 3 ст. 217 НК РФ, являются объектом обложения НДФЛ.
Что касается ЕСН, то положением пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ предусмотрено, что при оплате работодателем-налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за рубежом не подлежат обложению ЕСН, в частности, суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.
Поскольку специальные нормы суточных для некоммерческих организаций не установлены, а также Налоговым кодексом не предусмотрены нормы суточных только для целей обложения ЕСН, в этих организациях использовались нормы расходов на выплату суточных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией", действовавшие до 1 января 2009 года. Следовательно, сумма суточных, превышавшая в 2008 году утвержденные упомянутым постановлением нормы, подлежала обложению ЕСН в общеустановленном порядке.

Вопрос:
Организация Украины открыла филиал в Москве. Работники головного предприятия выезжают в командировку до 40 суток в этот филиал для осуществления трудовой деятельности. Заработная плата данных сотрудников и налоги с нее уплачиваются на территории Украины головным предприятием. Правомерны ли действия филиала в части уплаты ЕСН на территории РФ?
В Письме УФНС по г. Москве от 11.06.2009 N 16-12/059796 чиновники разъяснили следующее. В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ не признаются объектом обложения ЕСН для организаций-налогоплательщиков выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории РФ, и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Таким образом, в случаях, когда головная организация (направляет своих сотрудников в командировку в свое подразделение, находящееся на территории РФ, обязанность по исчислению и уплате ЕСН с выплат, начисленных командированным работникам, возложена на головную организацию.

Вопрос:
Иностранная организация направляет сотрудников в командировку в свой аккредитованный филиал в Москве. Требуется ли документально подтверждать произведенные суточные расходы для целей обложения ЕСН? Каким документом должен быть подтвержден размер суточных и в какой сумме с 01.01.2009 учитываются суточные, выплачиваемые сотрудникам компании при направлении в командировки, для целей обложения ЕСН?
В Письме УФНС по г. Москве от 18.06.2009 N 16-15/061727 отмечено, что на основании ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением перечисленных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты. При этом положением пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ предусмотрено, что при оплате работодателем-налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат обложению ЕСН, в частности, суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
На основании ст. 238 НК РФ*(1) с 1 января 2009 года суточные в размере, установленном локальным нормативным актом организации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы не подлежат обложению ЕСН.
Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 этой статьи, не признаются объектом обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Отнесение или неотнесение выплат и вознаграждений к суммам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, регламентируется положениями гл. 25 НК РФ.
Если суммы, выданные под отчет, документально не подтверждены и относятся к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, в соответствии со ст. 270 НК РФ, то на основании п. 3 ст. 236 НК РФ сумма таких расходов у организации не будет признаваться объектом обложения ЕСН.

Учет расходов на командировки в целях исчисления налога на прибыль

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности на:
- проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
- наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
- суточные или полевое довольствие;
- оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
- консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
При этом на основании п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму понесенных расходов, которые являются обоснованными и документально подтвержденными и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Вопрос:
Организация разработала положение о командировочных расходах, в котором не установила норм суточных, но включила пункт о компенсации всех документально подтвержденных и утвержденных руководством расходов, связанных с командировкой. Вправе ли организация с 01.01.2009 учесть указанные расходы при исчислении налога на прибыль?
В Письме Минфина РФ от 27.05.2009 N 03-03-06/1/349 представлен следующий ответ чиновников: с 1 января 2009 года организация вправе принимать в качестве расходов фактические затраты на выплату суточных и полевого довольствия в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются согласно ст. 168 ТК РФ коллективным договором или локальным нормативным актом.

Вопрос:
Вправе ли организация с 01.01.2009 для целей исчисления налога на прибыль принимать в размере фактических затрат расходы на выплату суточных и полевого довольствия?
В Письме от 23.06.2009 N 03-03-06/1/423 Минфин уточнил, что с 01.01.2009 организация вправе при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на выплату суточных и полевого довольствия принимать в размере фактических затрат.

Вопрос:
Работники организации регулярно осуществляют расходы, связанные с передвижением на такси во время командировок. Указанные расходы экономически обоснованны, обусловлены необходимостью проведения в течение дня нескольких встреч в разных концах города, а также доставкой значительных по объему пакетов документов и подтверждаются документально (служебной запиской работника с разъяснением производственной необходимости этих расходов, одобренной руководителем, кассовым чеком, счетом транспортной компании или квитанцией такси на бланке строгой отчетности по форме, установленной для перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным транспортом). Учитываются ли в составе расходов организации для целей исчисления налога на прибыль расходы на проезд командированного работника на такси?
В Письме от 31.07.2009 N 03-03-06/1/505 Минфин указал, что организация вправе учесть расходы на такси. Для этого необходимо, чтобы такие затраты на проезд были документально подтверждены и экономически оправданны. Оправдать расходы должна сама организация. В частности, в качестве обоснования расходов можно привести график встреч командированного работника.

Вопрос:
Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учитывать в составе расходов затраты на проезд работника на такси до аэропорта (железнодорожного вокзала) при направлении его в командировку и от аэропорта (железнодорожного вокзала) по возвращении из командировки?
Минфин в Письме от 22.05.2009 N 03-03-06/1/339 отметил, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
Таким образом, уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд командированного работника на такси возможно только при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности. При этом обязанность проверки экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы.

Вопрос:
Организация приобрела нематериальный актив (программное обеспечение). Подлежат ли включению в первоначальную стоимость этого нематериального актива в целях исчисления налога на прибыль расходы на командировки работников?
В Письме УФНС по г. Москве от 19.05.2009 N 16-15/049826 чиновники представили следующие разъяснения. Если программное обеспечение находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им в производственной деятельности, направленной на получение дохода, в течение длительного времени (свыше 12 месяцев) и его первоначальная стоимость превышает 20 000 руб., то указанное программное обеспечение может быть признано организацией в качестве амортизируемого имущества. При этом первоначальная стоимость такого имущества будет определяться как сумма расходов на его приобретение и доведение его до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных НК РФ). В первоначальной стоимости нематериального актива (программного обеспечения) могут быть учтены затраты, связанные с оплатой услуг сторонней организации по его настройке, при условии соответствия этих расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Что касается командировочных расходов, то на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ они учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов с учетом требований п. 1 ст. 252 и пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ.
В Письме от 24.07.2008 N 03-03-06/2/93 Минфин указал, что стоимость дополнительных сервисных услуг (набор питания, предметы первой необходимости и гигиены, включая постельные принадлежности, печатная продукция и услуги по обеспечению личной безопасности) формирует стоимость услуги за проезд по железной дороге. Поэтому для целей налогообложения прибыли прочим расходом признается и полная стоимость железнодорожного билета, включая стоимость дополнительных сервисных услуг.

Документальное подтверждение командировочных расходов

В Письме УФНС по г. Москве от 24.03.2009 N 16-15/026454 было отмечено, что направление работников объединений, предприятий, учреждений, организаций в командировку производится руководителями этих объединений, предприятий, учреждений, организаций и оформляется выдачей командировочного удостоверения по форме Т-10 "Командировочное удостоверение", утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.
Фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки. Отметки в командировочном удостоверении о прибытии и выбытии работника заверяются той печатью, которой обычно пользуется в своей хозяйственной деятельности то или иное предприятие или учреждение для засвидетельствования подписи соответствующего должностного лица.
Основанием для таких разъяснений специалистов налогового ведомства послужили письма Минфина РФ от 06.02.2009 N 03-03-06/1/41 и от 23.05.2007 N 03-03-06/2/89.
Что касается документов, подтверждающих расходы на загранкомандировки, то в Письме УФНС по г. Москве от 08.08.2008 N 28-11/074505 приведен следующий перечень:
- приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку;
- служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении;
- авансовый отчет;
- авиа- либо железнодорожный билет;
- счет за проживание в гостинице, в котором расшифрована стоимость каждой оказанной услуги;
- ксерокопии страниц загранпаспорта с отметками о пересечении границ государств.
Расходы на выплату суточных могут быть подтверждены расчетом (например, бухгалтерской справкой), который выполняется на основании сведений, содержащихся в приказе о направлении в командировку, командировочном удостоверении и проездных документах, в которых фиксируются время убытия командированного работника из места работы и время его прибытия к указанному месту.

Вопрос:
Правомерно ли при расчетах без применения ККТ за оказание услуг гостиницы использовать бланк строгой отчетности (БСО) по форме 3-Г "Счет"? Подлежит ли утверждению федеральным органом исполнительной власти БСО, используемый гостиницей? Вправе ли организация принять к вычету сумму НДС по услугам гостиницы, выделенную отдельной строкой в БСО? Вправе ли организация принять к вычету сумму НДС, определенную расчетным путем, если сумма НДС не выделена в БСО? Правомерно ли учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на проживание работника организации в гостинице, подтвержденные БСО, содержащим все реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, но изготовленным нетипографским способом?
Мнение финансового ведомства по данному вопросу изложено в Письме от 07.08.2009 N 03-01-15/8-400. Чиновники указали, что Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение N 359), а также определено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 (далее - Постановление N 171), могли применяться до 1 декабря 2008 года.
Счет по форме 3-Г (код по ОКУД 0790203) был утвержден Приказом Минфина РФ от 13.12.1993 N 121 "Об утверждении Форм документов строгой отчетности" в качестве документа строгой отчетности, который заполнялся при оформлении платы за проживание в гостинице, то есть до вступления в силу Постановления N 171, следовательно, его использование с 1 декабря 2008 года неправомерно.
Пунктом 4 Положения N 359 предусмотрено, что бланк документа изготавливается типографским способом. При этом изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не установлено нормативно-правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.
Кроме того, если иное не предусмотрено п. 5-6 Положения N 359, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минфином, не требуется.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, предусмотренной в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, и содержат обязательные реквизиты.
Пунктом 7 ст. 168 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ определено, что при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
В силу п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки, в частности расходам на наем жилого помещения, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Кроме того, в случае если в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога на добавленную стоимость по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг) плательщикам этого налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ.
В соответствии с п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Учитывая изложенное, суммы НДС, указанные в бланках строгой отчетности установленной формы, оформленных в вышеуказанном порядке, выдаваемых гостиницами гражданам, в том числе находящимся в служебной командировке, в которых налог выделен отдельной строкой, принимаются к вычету. Если в указанных бланках налог на добавленную стоимость отдельной строкой не выделен, сумма налога покупателем услуг расчетным методом не определяется, поскольку такой порядок исчисления налога нормами гл. 21 НК РФ не предусмотрен.
По вопросу о включении затрат на проживание в гостинице, подтвержденных бланком строгой отчетности, в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными согласно законодательству РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе).
Документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, должны быть оформлены на бланках строгой отчетности в порядке, установленном Положением N 359.

С.Е. Нестеров,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение"

"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2009 г.

------------------------------------------------------------------------
*(1) В редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Вопрос - ответ: Налог на прибыль организаций
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >>
13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!