Российская организация, осуществляющая транспортно-экспедиционную деятельность, заключает договоры транспортной экспедиции со своими клиентами. С целью выполнения обязательств, предусмотренных договором транспортной экспедиции с клиентом, российская организация-экспедитор заключает от своего имени договоры перевозки груза со сторонними перевозчиками - иностранными организациями. В соответствии с договорами перевозки груза иностранные перевозчики обязуются доставить груз с территории иностранного государства до пункта, находящегося на территории Российской Федерации. По какой ставке НДС будет облагаться вознаграждение российской организации-экспедитора?

Согласно ст. 801 ГК РФ и Федеральному закону от 11.06.03 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза; а также другие обязанности, связанные с перевозкой. При этом если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, то экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
Применительно к НДС при оказании услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуг, непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, у российской организации возникает обязанность по уплате налога в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ (на основании п.п. 1 п. 1 ст. 146, п.п. 4.1 п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 38 НК РФ).
Конкретные размеры налоговых ставок по НДС установлены ст. 164 НК РФ. Так, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иных подобных работ (услуг), а также работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
В нашем случае российская экспедиторская организация выполняет (организует выполнение) определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой ввозимого на территорию Российской Федерации груза.
На наш взгляд, характер оказываемых организацией услуг в данной ситуации в полной мере позволяет отнести их к перечню видов услуг, налогообложение которых производится по налоговой ставке НДС 0% в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. При этом положения рассматриваемого подпункта не связывают возможность применения нулевой налоговой ставки НДС в зависимости от факта оказания услуг по перевозке товаров налогоплательщиком самостоятельно без привлечения сторонних организаций.
Анализ практики применения нулевой налоговой ставки НДС в аналогичных ситуациях показывает, что в некоторых случаях налоговые органы настаивают на том, что налогообложение подобного рода услуг должно производиться с применением налоговой ставки 18%, обосновывая свою позицию тем, что транспортно-экспедиционные услуги прямо не поименованы в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, или квалифицируя экспедиционные услуги в качестве посреднических.
На наш взгляд, представленные доводы не являются состоятельными в силу того, что нормы п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ содержат открытый перечень услуг, связанных с международными грузоперевозками.
Неправомерность подхода налоговых органов подтверждается и многочисленными материалами арбитражной практики, например постановлениями ФАС Дальневосточного округа от 13.05.08 г. N Ф03-А51/08-2/942; ФАС Московского округа от 11.07.08 г. N КА-А40/6334-08, от 18.02.08 г. N КА-А41/272-08; ФАС Северо-Западного округа от 9.01.07 г. N А56-31672/2005, от 14.12.06 г. N А42-800/2006, от 24.08.06 г. N А56-23866/2005, от 7.11.06 г. N А56-13841/2005; ФАС Поволжского округа от 28.11.06 г. N А12-10099/06, от 17.06.03 г. N А55-19931/02-34, от 3.10.06 г. N А55-1434/06-39 и от 1.09.06 г. N А55-33012/2005-53.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что применение нулевой налоговой ставки требует представления в налоговый орган пакета документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ, подтверждающих обоснованность ее применения.

Д. Игнатьев,
старший консультант Департамента правового консалтинга и аудита
ООО "Имидж-Контакт Аудит"
26 марта 2009 г.

"Финансовая газета", N 13, март 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Налог на добавленную стоимость (НДС) по товарам, ввезенным на территорию РФ
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!