Организация в 3 квартале 2008 года приобрела у поставщика товар для производственной деятельности, оприходовала, оплатила за этот период НДС по полученным ценностям был взят к возмещению. Налоговая инспекция в результате камеральной и встречной проверки с этим поставщиком установила, что поставщик не отразил в своей налоговой декларации за этот период проведенные операции. По решению налоговой инспекции был доначислен НДС на сумму, выставленную к возмещению по этому поставщику. Правомерно ли это?

Налогоплательщики НДС имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ).
В соответствии с положениями главы 21 НК РФ при приобретении товаров на территории РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику поставщиком при соблюдении следующих условий:
1) товары должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, или для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ);
2) указанные товары должны быть приняты к учету при наличии соответствующих первичных документов (абзацы 2 и 3 п. 1 ст. 172 НК РФ);
3) имеется установленной формы счет-фактура, выставленный продавцом при приобретении налогоплательщиком товаров (абзац 1 п. 1 ст. 172 НК РФ).
Если все три условия соблюдены, то налогоплательщик правомерно принимает предъявленную поставщиком сумму НДС при приобретении товара к вычету. Иных ограничений глава 21 НК РФ не содержит.
Несмотря на это на практике нередко применение вычета по налогу налоговые органы ставят в зависимость от того, уплатил (исчислил в декларации) или нет эту сумму налога поставщик.
Однако в многочисленных постановлениях арбитражных судов указывается на то, что такие обстоятельства, как неподтверждение в ходе встречных проверок факта уплаты НДС в бюджет контрагентами организаций; представление либо непредставление отчетности; отсутствие контрагентов по юридическим адресам, их регистрация по "адресам массовой регистрации"; неполучение ответа по результатам встречной проверки или невозможность проведения проверки поставщиков или субпоставщиков общества и т.д., сами по себе никоим образом не являются основанием для отказа организации в налоговом вычете по НДС.
В п. 2 определения Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 г. N 329-О говорится, что истолкование ст. 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. А по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
В п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" отмечено, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Пунктом 3 указанного постановления Пленума ВАС РФ разъяснено, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Ознакомиться с выводами ФАС Московского округа по этому вопросу можно в следующих постановлениях:
- постановления ФАС Московского округа от 25.06.2007 г. N КА-А41/5365-07, от 23.04.2008 г. N КА-А40/3096-08. Ссылка налогового органа на то, что поставщик заявителя имеет признаки предприятия-однодневки, не может являться основанием для отказа в возмещении НДС.
- постановление ФАС Московского округа от 25.03.2008 г. N КА-А40/1932-08. Право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг), также не устанавливается и обязанность подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению.
- постановление ФАС Московского округа от 24.03.2006 г. N КА-А40/1988-06. Действующее налоговое законодательство РФ не предусматривает обязанности у заявителя при совершении сделок с российским юридическим лицом контролировать уплату последним налогов и сборов, и не должен нести ответственности в случае неуплаты поставщиками НДС в бюджет. Налоговое законодательство РФ не ставит в зависимость возмещение "входного" НДС при осуществлении экспорта от факта уплаты НДС в бюджет поставщиками товаров.
Аналогичные выводы представлены в постановлениях ФАС Московского округа от 03.08.2005 г. N КА-А40/7255-05, от 02.10.2006 г. N КА-А40/9133-06.
Из вышеизложенного следует, что факт неотражения в налоговой декларации по НДС поставщиком предъявленных им сумм налога сам по себе не является основанием для отказа в вычете НДС покупателю. Отказ в возмещении НДС может быть признан правомерным только в том случае, если налоговый орган представит доказательства того, что организации должно было быть известно о нарушении его контрагентом налогового законодательства.
В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (подп. 10 п. 1 ст. 21 НК РФ), а также обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (подп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Ваша организация вправе в возражениях по акту указать на необоснованность выводов налогового органа и наличие судебной практики по данному вопросу в пользу налогоплательщика. При этом к акту следует приложить копии документов по оспариваемой сделке, подтверждающие право на вычет (договор, накладная, счет-фактура, журнал учета движения товаров на складе по форме ТОРГ-18, журнал-ордер N 6).
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки установлен в ст. 101 НК РФ.
Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока для предоставления возражений по акту выездной налоговой проверки.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение или о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В решении налогового органа указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом с 1 января 2009 г. соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения (пп. "б" п. 11 ст. 1, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 г. N 224-ФЗ).
Порядок обжалования решения налогового органа, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном ст. 101.2, ст. 139, ст. 140 и ст. 141 НК РФ.
Решение налогового органа, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.
В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.
В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
Обращаем внимание, что с 01 января 2009 г. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ, часть 16 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ). В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Вывод:
Из положений главы 21 НК РФ не следует, что неотражение в налоговой декларации по НДС поставщиком предъявленных им сумм налога является основанием для отказа в вычете НДС покупателю.
В случае составления после окончания камеральной налоговой проверки по НДС акта о выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в виде отказа в возмещении НДС по оспариваемой сделке, Ваша организация вправе в возражениях по акту указать на необоснованность выводов налогового органа и наличие судебной практики по данному вопросу в пользу налогоплательщика и обжаловать решение налогового органа по процедуре, предусмотренной налоговым законодательством.

Л. Ананьева,
С. Родюшкин,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

1 февраля 2009 г.

"Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Налог на добавленную стоимость (НДС) при экспорте
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!