Организация импортирует товар из Республики Беларусь. Груз транспортируется автомобильным транспортом способом FCA (Инкотермс 2000). Перевозка осуществляется по двум вариантам: груз перевозится белорусским перевозчиком (перевозчик не является поставщиком товара); груз перевозится российским перевозчиком. Следует ли в каждом из двух вариантов начислять и уплачивать НДС организации-импортеру и отчитываться по этому НДС в налоговую инспекцию?

Порядок исчисления и уплаты НДС при взаимной торговле между белорусскими и российскими организациями регулируется Соглашением от 15 сентября 2004 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
В отношении операций по выполнению работ и оказанию услуг подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 3 марта 2007 г. "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг", Протокол ратифицирован Федеральным законом от 1.04.08 г. N 34-ФЗ и вступил в силу с 1 мая 2008 г. (ст. 7 Протокола).
В Протоколе говорится, что налоговая база, ставка налога, порядок его взимания, налоговые льготы при выполнении работ и оказании услуг определяются в соответствии с национальным законодательством.
Однако в ст. 3 Протокола установлен особый порядок определения места реализации услуг по перевозке. Все данные услуги по перевозке пассажиров и грузов (включая товары, помещенные под таможенный режим транзита) посредством любых транспортных средств, трубопроводами и по линиям электропередачи облагаются НДС в государстве, налогоплательщиком которого является организация или предприниматель, осуществляющие эти услуги.
Исходя из этого можно сделать вывод, что НДС с услуг по перевозке груза должен платить перевозчик.
Однако в п. 2 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения, указано, что для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров (но не позднее срока, установленного национальным законодательством государств сторон) как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров; подлежащих уплате акцизов.
Согласно ст. 152 НК РФ в случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации отменены таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, то взимание налога с товаров, происходящих из такого государства и ввозимых на территорию Российской Федерации, осуществляют налоговые органы Российской Федерации.
Объектом налогообложения в таких случаях признается стоимость приобретенных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, включая затраты на их доставку до границы Российской Федерации.
Налог уплачивается одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 календарных дней после принятия на учет товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, по нашему мнению, в данном случае невозможно рассматривать транспортировку груза как отдельно потребленную услугу как таковую. Стоимость этой услуги следует рассматривать как часть стоимости ввозимого товара и соответственно (исходя из положений вышеуказанных документов) включать в налогооблагаемую базу по НДС.
Итак, при определении стоимости приобретенных товаров (продуктов переработки) в цену сделки включаются расходы (если ранее такие расходы не были учтены в этой цене) по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров.
В данном случае учитывается стоимость услуг по транспортировке товаров как по территории Республики Беларусь, так и по территории Российской Федерации. По мнению главного финансового ведомства страны, это правило применяется и в том случае, когда поставщик товара доставляет его только до границы Республики Беларусь, а далее товар доставляют уже российские перевозчики. Данный вывод Минфин России никак не связывает с условиями договора между российским покупателем и белорусским поставщиком, т.е. неважно, на каком правовом основании российский покупатель понес расходы по доставке товара: на основании договора с белорусским поставщиком, по условиям которого поставщику возмещаются затраты по доставке, либо на основании отдельных договоров с российскими перевозчиками (письмо Минфина России от 1.10.07 г. N 03-07-13/1-26). К аналогичному выводу пришли ВАС РФ в Определениях от 17.03.08 г. N 3104/08, от 11.03.08 г. N 2576/08 и ФАС Уральского округа в постановлениях от 19.11.07 г. N Ф09-9496/07-С2, от 7.11.07 г. N Ф09-8419/07-С2.
Этот же вывод содержат письма Минфина России от 7.04.05 г. N 03-04-08/90 и ФНС России от 10.10.05 г. N ММ-6-03/842.
На основании изложенного считаем, что начислять и уплачивать НДС со стоимости услуг по перевозке в данной ситуации необходимо в обоих случаях. Соответственно возникает обязанность включать эти данные в декларацию по НДС.

Д. Новоселова,
директор Департамента правового консалтинга и аудита
ООО "Имидж-Контакт Аудит"

28 мая 2009 г.

"Финансовая газета", N 22, май 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Налог на добавленную стоимость (НДС) при экспорте
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!