В преддверии новогодних праздников мы заключили договор с фирмой на оказание услуг: ее сотрудник, одетый в костюм Деда Мороза, встречает покупателей у входа в наш магазин, поздравляет с Новым годом и водит хороводы с детьми. Можно ли учесть в целях налогообложения уплаченную по договору сумму? Можно ли принять к вычету предъявленный НДС?

Действительно, перед Новым годом в магазинах нередко можно встретить Деда Мороза или других сказочных персонажей. Они зазывают в магазин, рассказывают о проводимых акциях, развлекают посетителей.
Подобные мероприятия, по мнению организаций, формируют положительное отношение покупателей и тем самым стимулируют спрос. А вот налоговые органы при проверках крайне негативно относятся к расходам на подобные костюмированные акции, считая их не связанными с деятельностью, приносящей доход.

От редакции: Мнение В.А. Буланцевой, начальника отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России читайте в рубрике "Гость номера".

Мы придерживаемся иной позиции. Каждая коммерческая организация самостоятельно на свой риск ведет предпринимательскую деятельность, целью которой является систематическое получение прибыли*(1). При исчислении налога на прибыль расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика*(2), произведенные в рамках деятельности, направленной на получение дохода. Перечень расходов налоговым законодательством не ограничен, что дает организации право по своему усмотрению определять обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы.
Мы все являемся покупателями и давно привыкли к приятным сюрпризам со стороны розничных магазинов. Это и раздача недорогих подарков, и переодетые в сказочных персонажей и вызывающие восторг у детей сотрудники магазина или специально приглашенные для акции лица. Эти мероприятия помогают магазину оставить приятные впечатления у покупателей, не ударить в грязь лицом перед конкурентами, предлагающими аналогичные товары (работы, услуги), и поддерживать конкурентоспособность на рынке. Такие мелочи, как показывает практика, - мощный рычаг для стимулирования спроса. Поэтому необходимость названных затрат для розничного магазина, на наш взгляд, очевидна.
Несмотря на то что расходы на костюмированные акции прямо не перечислены в главе 25 НК РФ, мы считаем, что вы вправе уменьшить полученные доходы на их величину.
Шоу, устраиваемое Дедом Морозом, содержит в себе информацию, адресованную неопределенному кругу лиц (покупателям магазина), и, несомненно, направлено на привлечение их внимания к магазину и продаваемым товарам.
То есть оно вполне отвечает понятию "реклама"*(3). Поэтому понесенные расходы могут быть учтены по подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ как прочие рекламные.
Кстати, Минфин в похожей ситуации (речь шла о шоу с костюмированными персонажами перед премьерой мультфильма) посчитал, что затраты организации являются нормируемыми рекламными расходами*(4).

Внимание! Рекламные расходы, не перечисленные в абзацах 2, 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, учитываются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Не забудьте и про документальное оформление. Расходы можно подтвердить утвержденными руководителем планом проводимых мероприятий и сметой расходов, отчетом о проведенном мероприятии и другими документами. В случае налоговых претензий правильно составленные документы будут дополнительным аргументом в арбитражном суде.
Предъявленный НДС вы вправе принять к налоговому вычету при условии, что стоимость услуг отражена в бухучете, от продавца получен счет-фактура и товары, реализуемые в магазине, облагаются НДС*(5).

Внимание! По мнению Минфина, суммы НДС подлежат вычету в размере норматива, установленного для рекламных расходов главой 25 НК РФ*(6).

Таким образом, расходы на услуги Деда Мороза, по нашему мнению, можно отнести к обоснованным расходам и уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль. А предъявленный продавцом услуг НДС - принять к вычету.

И.Б. Остафий,
главный эксперт экспертно-консультационного
отдела компании ПРАВОВЕСТ

15 ноября 2009 г.

"В курсе правового дела", N 22, ноябрь 2009 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 2 ГК РФ
*(2) ст. 252 НК РФ
*(3) ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
*(4) письмо Минфина России от 03.02.2006 N 03-03-04/1/83; постановление ФАС Поволжского округа от 22.06.04 N А72-9342/03-Б666
*(5) п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ
*(6) письма Минфина России от 10.10.2008 N 03-07-07/105, от 09.04.2008 N 03-07-11/134


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Налог на добавленную стоимость (НДС) - общие вопросы:
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >>
13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> Следущие 20 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!