3. Применение бланков строгой отчетности

Закрытый перечень случаев, когда можно торговать без ККТ, приведен в Законе о ККТ.
На практике больше всего вопросов вызывает порядок использования вместо ККТ бланков строгой отчетности (БСО).
Нужно иметь в виду, что применение БСО вместо ККТ возможно только при оказании услуг, если эти услуги оказываются населению. При этом принадлежность оказываемых услуг к услугам, которые предоставляются населению, определяется Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (письмо Минфина России от 10.07.2009 N 03-01-15/6-319).

! Если вы оказываете услуги юридическим лицам, то в случае получения оплаты наличными вы обязаны применять ККТ. Применение БСО в такой ситуации не освобождает от необходимости использования ККТ. А при реализации товаров за наличный расчет без ККТ обойтись вовсе нельзя, независимо от того, кто является покупателем - организации, предприниматели или население*(72).

В 2008 году Правительство РФ своим Постановлением от 06.05.2008 N 359 утвердило новое Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).
Положением установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
Новый порядок утверждения БСО, установленный Положением, прокомментирован в Информационном письме Минфина России от 22.08.2008 "О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности".
В этом письме разъясняется следующее.
1. Формы бланков строгой отчетности, которые были утверждены до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171*(73), могли применяться только до 1 декабря 2008 г. К таким бланкам относятся, например, счет гостиницы по форме N 3-Г или N 3-Гм *(74), бланки БО-1-БО-11 *(75).
2. Формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы были утверждены. Речь идет о следующих формах:
- "Квитанция на получение страховой премии (взноса)", утвержденная Приказом Минфина России от 20.06.2006 N 80н;
- "Квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения", утвержденная Приказом Минфина России от 09.02.2007 N 14н;
- "Туристская путевка", утвержденная Приказом Минфина России от 09.07.2007 N 60н;
- "Залоговый билет" и "Сохранная квитанция", утвержденные Приказом Минфина России от 14.01.2008 N 3н;
- "Квитанция на оплату ветеринарных услуг", утвержденная Приказом Минфина России от 09.04.2008 N 39н.
3. Формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, в отношении которых порядок утверждения форм бланков строгой отчетности определен в соответствии с пунктами 5 и 6 Положения, утвержденного указанным Постановлением, могут применяться до их утверждения в соответствии с указанным Положением.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Под этот пункт подпадают, например, бланки строгой отчетности для услуг по перевозке. Вопросами их утверждения ведает Минтранс России (письмо Минфина России от 29.07.2008 N 03-01-15/9-277).
Согласно пункту 6 Положения, при необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных подпунктами "ж"-"и" пункта 3 Положения, формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
В остальных случаях, не предусмотренных пунктами 5 и 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.
В частности, право самостоятельно разрабатывать бланки строгой отчетности получили гостиницы. В письме Минфина России от 07.08.2009 N 03-01-15/8-400 подчеркивается, что после 1 декабря 2008 г. старую форму счета по форме N 3-Г уже нельзя использовать в качестве бланка строгой отчетности. Гостиница может использовать в качестве БСО самостоятельно разработанный документ, содержащий все реквизиты, перечисленные в п. 3 Положения, а именно:
1) наименование документа, его шестизначный номер и серию;
2) наименование и организационно-правовую форму - для организации (ФИО - для индивидуального предпринимателя);
3) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (при отсутствии такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
4) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
5) вид услуги;
6) стоимость услуги в денежном выражении;
7) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
8) дату осуществления расчета и составления документа;
9) должность, ФИО лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
10) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (предприниматель).
При разработке бланков строгой отчетности организации и индивидуальные предприниматели вправе сами определять внешний вид бланка, форму, шрифт, цвет, а также указывать в документе дополнительные реквизиты, характеризующие специфику оказываемой услуги, допускается художественное оформление (письмо УФНС России по г.Москве от 12.03.2009 N 17-15/022192).

! Бланки строгой отчетности должны изготавливаться типографским способом.

При этом изготовленный типографским способом бланк должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж).
Кроме того, пунктом 11 Положения предусмотрена возможность формирования бланков документов с использованием автоматизированной системы. При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.
В соответствии с п. 12 Положения организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.
Отметим, что порядок формирования бланков с использованием автоматизированных систем, равно как и требования к этим системам, нигде не определены. Можно лишь предположить, что в Положении имеются в виду системы типа единой информационной системы автоматизированной продажи билетов на театрально-концертные и спортивно-зрелищные мероприятия (письмо ФНС России от 29.04.2008 N ГИ-6-22/364@).
В письме Минфина России от 22.08.2008 N 03-01-15/10-303 указано, что вопросы формирования бланков документов посредством автоматизированных систем требуют рассмотрения применительно к конкретной системе, используемой для формирования бланков строгой отчетности. При этом, по мнению финансового ведомства, по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике.
Помимо порядка утверждения формы БСО, Положение также определяет порядок использования, учета и хранения бланков строгой отчетности.

Обратите внимание! Испорченные или неправильно заполненные БСО не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к книге учета бланков документов за тот день, в который они выписаны.
Организации, использующие БСО, обязаны вести книгу учета бланков документов.
Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером организации и скреплены печатью (штампом).
Положением также установлен специальный порядок приемки бланков строгой отчетности.
Бланки принимаются работником, которому поручается получение, хранение и выдача бланков, в присутствии комиссии, назначенной руководителем организации. С этим работником должен быть заключен договор о материальной ответственности.
Приемка производится в день поступления бланков.
Комиссия должна проверить соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составить акт приемки бланков документов.
Этот акт утверждается руководителем организации и является основанием для принятия бланков на учет.
Бланки должны храниться в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях.
Копии использованных бланков (корешков), подтверждающие суммы принятых наличных денежных средств, должны упаковываться в опечатанные мешки и храниться в систематизированном виде не менее пяти лет.
После указанного срока, но обязательно по истечении месяца со дня проведения последней инвентаризации копии бланков подлежат уничтожению. Для этого руководителем организации образуется комиссия, которая составляет акт об уничтожении копий использованных бланков. В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки документов.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2009.
Сноски ()*