2. Применение ККТ

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке применяют контрольно-кассовую технику.
ККТ необходимо применять независимо от того, кто является покупателем - организация или физическое лицо.

! На обязанность применения ККТ никоим образом не влияет тот факт, что реализация товаров (работ, услуг) за наличный расчет на конкретном предприятии (у индивидуального предпринимателя) происходит очень редко или что стоимость реализованного товара слишком мала.

В том числе ККТ нужно применять при получении авансовых платежей в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг). К такому выводу еще в 2006 году пришел Президиум ВАС РФ (Постановление от 21.03.2006 N 13854/05).
Если же прием наличных денежных средств не связан с осуществлением расчетов за товары (работы, услуги), то ККТ применять не нужно.
Так, например, применение ККТ не требуется при осуществлении расчетов по договору займа или при получении (возврате) залога, при получении неустойки (штрафа, пени) в связи с нарушением контрагентом условий договора (письмо Минфина России от 13.07.2005 N 03-01-20/4-130).

2009 В 2009 году в Закон о ККТ были внесены изменения, позволяющие лицам, являющимся плательщиками ЕНВД, отказаться от применения ККТ при реализации товаров (работ, услуг) в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД*(71) (Федеральный закон от 17.07.2009 N 162-ФЗ).

Теперь лица, применяющие ЕНВД, сами решают, применять им ККТ или нет.
Если "вмененщик" продолжает применять ККТ, то на него распространяются все требования, установленные Законом о ККТ (в частности, применяемая ККТ должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ней Законом о ККТ).
Если "вмененщик" решил отказаться от применения ККТ, то он должен по первому требованию покупателя выдать документ, который заменяет чек (товарный чек, квитанцию и т.д.) и подтверждает получение денег продавцом.
Документ, заменяющий кассовый чек, выдается только по требованию покупателя. Если покупатель не требует выдать ему документ об оплате, то ничего выдавать и не нужно.
Документ об оплате, который выдается по требованию покупателя, может иметь любую форму. Его можно изготовить любым способом (не обязательно типографским). При этом указанный документ должен содержать следующие реквизиты (п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ):
1) наименование документа;
2) порядковый номер документа;
3) дату его выдачи;
4) наименование организации либо фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
5) ИНН организации либо индивидуального предпринимателя, выдавших документ;
6) наименование и количество приобретенных товаров;
7) сумму, уплаченную наличными;
8) должность, фамилию, инициалы и подпись лица, выдавшего документ.
Контроль за соблюдением требований по оформлению документов, подтверждающих получение денег продавцом, возложен на налоговые органы. При отказе продавца выдать покупателю документ, подтверждающий получение денег, налоговики смогут привлечь к ответственности в виде штрафа (ст. 14.5 КоАП РФ):
- граждан (продавцов) - на сумму от 1500 до 2000 руб.;
- должностных лиц (руководителей организаций) и предпринимателей - на сумму от 3000 до 4000 руб.;
- организации - на сумму от 30 000 до 40 000 руб.

Обратите внимание! Если "вмененщик" решил отказаться от применения ККТ, то он должен снять ее с учета в налоговых органах. Касса, снятая с учета, может использоваться "вмененщиком" для внутреннего учета. При этом ФНС считает, что Закон о ККТ не запрещает доработку ККТ заводом-изготовителем или центром технического обслуживания по методике завода-изготовителя для печати документа, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 2 Закона о ККТ, содержащего ряд обязательных сведений.

! Норма, освобождающая "вмененщиков" от обязательного применения ККТ, не распространяется на лиц, торгующих в городах алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15%.

В письме Минфина России от 03.09.2009 N 03-01-15/9-441 даны следующие разъяснения по этому вопросу.
Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ, организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15%, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.
В этой связи розничная продажа в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% без ККТ запрещена.
В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, при наличных расчетах между организациями получение наличных денежных средств подтверждается приходным кассовым ордером, который подписывается главным бухгалтером или уполномоченным лицом и кассиром и заверяется печатью организации.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при расчетах между организациями на сумму полученных наличных денежных средств в обязательном порядке пробивается кассовый чек и выписывается приходный кассовый ордер (письмо МНС России от 12.05.2004 N 33-0-11/330).
Как при таком порядке заполнить кассовую книгу?
Чтобы избежать "задвоения" выручки в кассовой книге, организациям целесообразно применять следующий порядок.
В кассовой книге нужно отражать реквизиты всех выписанных покупателям приходных кассовых ордеров. А после снятия Z-отчета с ККТ в кассовую книгу нужно заносить выручку за минусом сумм, на которые уже выписаны приходные кассовые ордера и которые уже отражены в кассовой книге.
Если вы работаете как с организациями (предпринимателями), так и с гражданами, то облегчить себе работу можно, проводя расчеты с теми и другими по разным секциям кассового аппарата (либо вообще применяя разные кассовые аппараты). Это позволит вычленить сумму, полученную от организаций (предпринимателей), и контролировать ее соответствие данным приходных кассовых ордеров.
Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:
- осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
- применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение о ККТ), утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.
Формы документов, необходимых для регистрации ККТ, утверждены Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@.

Обратите внимание! В нормативных документах нет требования о представлении при регистрации контрольно-кассовой техники договора аренды помещения или свидетельства о праве собственности на помещение. Поэтому требование о представлении таких документов при регистрации контрольно-кассовой техники и отказ в регистрации контрольно-кассовой техники в случае их непредставления неправомерны (письмо Минфина России от 11.08.2009 N 03-01-15/8-406).
В Положении о ККТ определены сроки, в течение которых нужно хранить документы, связанные с эксплуатацией ККТ. Как минимум 5 лет с момента вывода ККТ из эксплуатации нужно хранить:
- документы на приобретение ККТ (в частности, товарную накладную);
- паспорт ККТ;
- акт о вводе ККТ в эксплуатацию;
- документы по эксплуатации ККТ (в частности, договоры о технической поддержке);
- акт о выводе ККТ из эксплуатации.
Использованные контрольные ленты (ЭКЛЗ) и накопители фискальной памяти нужно сохранять в течение 5 лет с даты окончания использования.
В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Следовательно, при исключении модели контрольно-кассовой техники из Государственного реестра организация (предприниматель) может продолжать использовать ее в пределах нормативного срока амортизации.
В письме Минфина России от 09.06.2009 N 03-01-15/4-124 разъясняется, что продолжительность срока амортизации определяется с учетом Классификации основных средств. Контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Таким образом, в случае исключения модели контрольно-кассовой техники из Государственного реестра организация может продолжать эксплуатировать ККТ этой модели до истечения 7 лет с момента ввода в эксплуатацию (первичной регистрации в налоговых органах) этой ККТ. Этот срок является максимальным, в том числе и при проведении модернизации ККТ.
Можно ли осуществить перерегистрацию в налоговых органах контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра?
Можно, но только в строго ограниченных случаях и при условии, что еще не истек нормативный срок амортизации (7 лет).
Согласно разъяснению Минфина России (письмо от 28.08.2009 N 03-01-15/9-433), перерегистрировать можно только ту контрольно-кассовую технику, которая уже применялась (зарегистрирована в налоговых органах) этой организацией (индивидуальным предпринимателем). Перерегистрация возможна в следующих случаях:
- при изменении наименования организации, фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя;
- при изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя;
- при реорганизации организации;
- при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве индивидуального предпринимателя была ранее прекращена;
- при внесении в уставный капитал (уставный фонд) организации;
- при регистрации организации физическим лицом, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована контрольно-кассовая техника.
Если организация приобрела у другого лица контрольно-кассовую технику, исключенную из Государственного реестра, то зарегистрировать такой кассовый аппарат в налоговом органе не получится независимо от того, истек нормативный срок его амортизации или нет.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2009.
Сноски ()*