3. Бонусы, скидки и премии покупателям

Организации торговли в рамках различных программ формирования лояльности клиентов практикуют предоставление различных бонусов (баллов и т.п.), что позволяет клиентам при накоплении определенного числа бонусов (баллов) получать бесплатно товары (работы, услуги).
В общем случае стоимость бесплатно переданных товаров (работ, услуг) налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Однако, если такая передача производится в рамках программ лояльности, то Минфин России считает возможным учесть в целях налогообложения расходы на приобретение и передачу товаров (работ, услуг) клиентам.
В письме Минфина России от 04.08.2009 N 03-03-06/1/513 указано, что затраты организации, связанные с реализацией программ лояльности, могут рассматриваться как произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, в том случае, если эта деятельность непосредственно направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на сохранение имеющихся клиентов.
Если затраты организации в виде оплаты стоимости товаров, передаваемых использующим услуги организации клиентам, отвечают приведенным выше требованиям, то они могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Еще один способ поощрения покупателей - предоставление скидок (премий) при выполнении ими определенных условий договора (достижении определенных объемов товарооборота). При этом предоставляемые скидки не изменяют цену единицы товара.
В целях налогообложения прибыли указанные скидки (премии) учитываются:
- организацией-продавцом в составе внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ),
- организацией-покупателем в составе внереализационных доходов.
При этом, по мнению Минфина России, премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период без изменения цены товара, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Т.е. вся сумма премии (скидки) в соответствии с условиями договора включается поставщиком в состав расходов, а покупателем - в состав доходов (письмо от 20.12.2006 N 03-03-04/1/847).
Датой признания расходов в виде премии (скидки) для целей налогообложения прибыли является дата предъявления документов, которые служат основанием для подтверждения таких расходов (письмо УФНС России по г. Москве от 02.02.2009 N 16-15/007925.1).
Организации, поставляющие свою продукцию в розничные торговые сети, как правило, несут дополнительные расходы в виде платы за различного рода услуги, оказываемые торговыми сетями поставщикам. Причем зачастую у поставщиков нет в этом вопросе права выбора. В договорах поставки перечень этих услуг прописывается в качестве стандартных условий, от которых отказаться нельзя.
О каких услугах идет речь?
Формулировки бывают разные:
- услуги по выкладке товара наиболее привлекательным образом;
- услуги по размещению товара в полной ассортиментной линейке;
- услуги по включению товара в каталог и т.п.
В течение многих лет налоговые органы настаивали на том, что поставщик не имеет права включать расходы по оплате таких услуг в состав своих затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Однако с 2007 года подход несколько смягчился, и на сегодня он иной (письма Минфина России от 09.06.2009 N 03-03-06/1/371, от 02.04.2008 N 03-03-06/1/244, УФНС России по г. Москве от 02.02.2009 N 16-15/007925.2).
Если поставщик выплачивает покупателю вознаграждение за определенные действия, которые способствуют привлечению внимания к товарам поставщика (например, включение в каталог), то такое вознаграждение может быть учтено в составе прочих расходов. При этом указанные расходы учитываются организацией-поставщиком в составе расходов на рекламу, которые принимаются в целях налогообложения прибыли в пределах 1% выручки.
Если же поставщик оплачивает действия покупателя, которые нельзя квалифицировать как оказание услуг, направленных на привлечение внимания покупателей к продукции поставщика, то расходы на оплату таких действий в целях налогообложения прибыли учесть нельзя. В качестве примеров таких "неучитываемых" расходов чиновники приводят плату за размещение товаров поставщика на полках магазинов в оговоренном месте и премии в связи с открытием новых магазинов.
Скорее всего, учесть такие расходы при исчислении налога на прибыль без спора с налоговым органом, скорее всего, не получится. При этом отметим, что в арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность признания таких расходов в целях налогообложения прибыли (постановления ФАС Московского округа от 02.06.2008 N КА-А40/4667-08, Северо-Западного округа от 04.10.2007 N А56-6929/2007).

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2009.
Сноски ()*