6.2. Порядок исчисления и уплаты налога

Постоянная проблема, с которой сталкиваются многие налогоплательщики, - определение категории того или иного транспортного средства. Ведь для разных категорий транспортных средств предусмотрены разные ставки налога.
Для целей налогообложения установлены следующие категории авто- и мототранспортных средств:
- автомобили легковые;
- мотоциклы и мотороллеры;
- автобусы;
- грузовые автомобили;
- другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
- снегоходы, мотосани.
По разъяснению Минфина России (письма от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1 (доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 18.02.2008 N ШС-6-3/112@)), категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из данных, указанных в паспорте транспортного средства (ПТС) на основании Одобрения типа транспортного средства.
В третьей строке "Наименование (тип ТС)" ПТС указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран" и т.п.
В строке 2 ПТС "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль; "7" - фургоны; "9" - специальные.
При отсутствии в ПТС сведений о типе транспортного средства или разногласиях с налоговыми органами налогоплательщики вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств".
При этом если в паспорт транспортного средства вносятся изменения уточняющего характера, то, по мнению Минфина России, эти изменения должны применяться для целей налогообложения с даты государственной регистрации транспортного средства. Если же изменения в паспорт транспортного средства вносятся в связи с конструктивными изменениями транспортного средства, изменяющими его технические характеристики (тип транспортного средства, категорию, мощность двигателя), то в этом случае данные изменения должны применяться с месяца внесения изменения в регистрационные документы (письмо Минфина России от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01).
Региональным законом могут быть установлены дифференцированные ставки налога в зависимости от срока полезного использования транспортного средства.
По разъяснению Минфина России (письмо от 07.07.2009 N 03-05-05-04/07), в целях определения срока полезного использования транспортного средства организациям следует руководствоваться подп. 8 п. 17 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения". Согласно этому подпункту, количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах, начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Например, если грузовое автотранспортное средство было выпущено в мае 2003 г., срок полезного использования, определяемый в календарных годах от года его выпуска, на 1 января 2009 г. будет равен 5 годам.
Если в течение года организация приобретает (продает, снимает с учета) транспортное средство, то налог уплачивается следующим образом (п. 3 ст. 362 НК РФ).
В случае регистрации транспортного средства и (или) его снятия с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение года исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на организацию, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12). При этом и месяц регистрации транспортного средства, и месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются каждый за полный месяц (см. пример 76).
В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного и того же календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц.
Аналогичными правилами исчисления налога следует руководствоваться и в случае угона (возврата угнанного) транспортного средства.
В гл. 28 НК РФ нет четких правил уплаты налога в ситуации, когда организация в течение какого-то месяца осуществляет снятие с регистрации транспортного средства в одном субъекте РФ и его регистрацию (перерегистрацию) в другом субъекте РФ.
Этот пробел восполнен письмом Минфина России от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11.
В этом письме разъясняется, что в случае, если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца (т.е. по старому месту регистрации). По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно уплачивать, начиная со следующего месяца.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2009.
Сноски ()*