5.2.1. Объект, приобретенный у третьего лица

Порядок уплаты налога на имущество организацией-покупателем вызывает массу вопросов. Во многом это объясняется тем, что сами чиновники не могут прийти к какому-то единому подходу. Минфин России менял свою позицию по этой проблеме несколько раз.
Последние разъяснения (см. письмо Минфина России от 26.12.2008 N 03-05-05-01/75) указывают на то, что в настоящее время чиновники считают, что организация, которая приобрела объект недвижимости по договору купли-продажи, должна уплачивать налог на имущество по этому объекту только после государственной регистрации перехода права собственности (при условии, что объект доведен до состояния, пригодного к эксплуатации).
Казалось бы, подход совершенно законный и справедливый, учитывая в том числе и тот факт, что до момента государственной регистрации, по мнению Минфина России, налог на имущество продолжает платить продавец.
Однако налоговые органы на местах, как правило, придерживаются совершенно иного подхода, который заключается в следующем.
Если организация получила приобретенный объект по акту приема-передачи и фактически ввела его в эксплуатацию, то она должна включить стоимость этого объекта в налоговую базу по налогу на имущество, независимо не только от факта государственной регистрации, но и от факта подачи документов на госрегистрацию права собственности.
Причем под фактом ввода в эксплуатацию зачастую понимается не факт оформления акта о вводе в эксплуатацию, а факт начала использования объекта в деятельности, приносящей доход (пусть даже к этому моменту еще и не оформлены все необходимые для эксплуатации документы).
К сожалению, этот подход все чаще находит поддержку у судебных инстанций.
Суды, принимая решения в пользу налоговых органов, исходят из того, что ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не увязывает момент принятия недвижимости в состав основных средств с фактом государственной регистрации права собственности. Если имущество фактически в организацию поступило (т.е. имеется надлежаще оформленный акт приема-передачи) и используется в ее хозяйственной деятельности, то это имущество уже в полной мере обладает признаками основного средства и его стоимость должна быть учтена при определении налоговой базы по налогу на имущество (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08).
Очевидно, что такой подход может привести к тому, что одно и то же имущество в период с момента передачи по акту до момента государственной регистрации перехода права собственности попадет в налоговую базу по налогу на имущество у двух организаций (у стороны, передавшей имущество, поскольку формально она еще является собственником, и у стороны, получившей это имущество).
Но, увы, даже этот факт не смущает судей. Например, ФАС Волго-Вятского округа рассматривал ситуацию, когда организация получила от своего учредителя недвижимость в качестве вклада в уставный капитал. Суд посчитал, что организация должна включить стоимость полученного имуществ в налоговую базу по налогу на имущество с момента начала использования этого имущества. При этом суд указал, что уплата оспариваемой суммы налога на имущество учредителем*(119) не может служить основанием для неуплаты налога организацией, получившей имущество (Постановление от 09.07.2009 N А17-1833/2008).
Если полученный организацией объект введен в эксплуатацию и используется в ее хозяйственной деятельности, то его стоимость нужно включать в налоговую базу по налогу на имущество независимо от факта регистрации. В противном случае спор с налоговым органом практически неизбежен.
Если же объект в эксплуатацию не введен, то тогда оснований для включения его стоимости в налоговую базу по налогу на имущество нет, даже если право собственности на этот объект уже зарегистрировано (письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/2/7).
Например, организация приобретает объект недвижимости, который требует проведения работ по доведению до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях. И только после завершения таких работ приобретенный объект начинает использоваться в запланированных целях. В такой ситуации до момента завершения всех необходимых работ приобретенный объект учитывается на счете 08 и в налоговую базу по налогу на имущество не включается (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.2009 N Ф04-3692/2009(9215-А46-40), Московского округа от 24.12.2008 N КА-А41/12033-08).
Во избежание споров с налоговыми органами информацию о том, что для использования приобретенного объекта в запланированных целях требуется произвести определенные виды работ (с их указанием), необходимо отразить во внутренних документах организации (например, в решении руководителя о приобретении объекта).

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2009.
Сноски ()*