2.6. Прочие изменения

С 1 января 2009 г. расширен состав материальных расходов.
Согласно поправкам, внесенным в подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, в составе материальных расходов теперь учитываются расходы на производство и (или) приобретение мощности.
Изменения коснулись и состава расходов на оплату труда.
Во-первых, взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, с 2009 года включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% суммы расходов на оплату труда (до 2009 года было 3%).
Во-вторых, статья 255 НК РФ дополнена новым пунктом 24.1, в соответствии с которым при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда. Эта норма действует в течение 3-х лет, т.е. в течение 2009-2011 годов.
Затраты работника по уплате процентов должны быть документально подтверждены:
- копией договора займа (кредита), причем обязательно с указанием его цели, т.к. НК РФ четко определена необходимость целевого характера займа (кредита) - на приобретение и (или) строительство жилого помещения;
- копиями квитанций (платежных поручений), подтверждающих оплату работником процентов по договору займа (кредита);
- расходными кассовыми ордерами, платежными поручениями, подтверждающими факт возмещения процентов работодателем;
- трудовым (коллективным) договором, содержащим условие о возмещении работнику этих расходов. Это требование связано с тем, что рассматриваемая норма внесена в статью 255 НК РФ "Расходы по оплате труда", что требует непременной записи в трудовом и (или) коллективном договоре.
По мнению автора, подтверждающие документы должны быть оформлены на работника. В частности, работник должен быть указан в платежных документах, подтверждающих фактическую уплату процентов за пользование заемными (кредитными) средствами (в справке кредитора о сумме фактически уплаченных процентов), в кредитном договоре (договоре займа), договоре купли-продажи и передаточном акте, а также в свидетельстве о праве собственности на жилое помещение.
При этом дата заключения работником договора займа (кредита) значения не имеет. Однако, по мнению автора, обязанность по выплате процентов по договору займа (кредита) должна приходиться на периоды, начиная с 2009 года*(116).

Обратите внимание! Изменения коснулись и п. 23 ст. 270 НК РФ. Из этого пункта исключена норма, которая запрещала учитывать при налогообложении прибыли суммы материальной помощи, выданные работникам для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности.
Однако нужно учитывать, что по сути порядок учета сумм материальной помощи остался прежним: любые суммы материальной помощи, на любые цели, выдаваемые как до, так и после 1 января 2009 г., не учитывались и не учитываются в целях налогообложения прибыли.
В статью 262 НК РФ введены новые положения, касающиеся учета расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
Согласно новым правилам, расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством
Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, и включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 24.12.2008 N 988 утвердило Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. Данное Постановление вступило в силу с 1 января 2009 года.
Отметим, что в отечественном налоговом законодательстве впервые появилось правило, когда для целей налогообложения сумма расходов, уменьшающих налоговую базу, окажется больше реально осуществленных расходов (в данном случае - в полтора раза).
Изменения коснулись и статьи 264 НК РФ, регулирующей порядок учета прочих расходов.
Долгожданное изменение коснулось порядка учета командировочных расходов. С 1 января 2009 г. утратила свою силу давно устаревшая норма суточных для целей налогообложения в размере 100 руб. в сутки. Организации в настоящее время включают в расходы суточные как по командировкам внутри России, так и по зарубежным командировкам по нормам, которые они устанавливают самостоятельно локальным нормативным актом. Нормирование данных расходов для целей налогообложения прибыли с 2009 года отменено (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Соответствующие поправки внесены и в ст. 270 НК РФ. Из перечня расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, исключены суммы сверхнормативных суточных и полевого довольствия (п. 38 ст. 270 НК РФ).
Изменены и правила учета расходов на подготовку и переподготовку кадров (подп. 23 п. 1 и п. 3 ст. 264 НК РФ). В частности, новые возможности предоставлены организациям, которые перед тем, как взять на работу нового специалиста, готовы потратить деньги на его обучение.
Согласно п. 3 ст. 264 НК РФ, расходы организации на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников включаются в состав прочих расходов, если:
1) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников организации осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
2) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники организации, заключившие с ней трудовой договор, либо физические лица, заключившие с организацией договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных организацией, заключить с ней трудовой договор и отработать в ней не менее одного года.
При оплате обучения физического лица, не являющегося работником организации, нужно учитывать следующее.
В случае, если трудовой договор между указанным физическим лицом и организацией будет прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 Трудового кодекса РФ), организации придется включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, всю сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы.
Если трудовой договор физического лица с организацией не будет заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных организацией, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.
В этой связи организация обязана хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены организацией в соответствии с заключенным трудовым договором, но не менее четырех лет.
Изменения, внесенные в подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ, затронули правила учета расходов, связанных с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). С 2009 года к указанным расходам относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 рублей и обновление программ для ЭВМ и баз данных (до 1 января 2009 г. для этих расходов действовал лимит в размере 10 000 руб., что создавало неопределенность в порядке налогового учета расходов на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью от 10 000 до 20 000 руб.).
С 2009 года в перечень сумм, не учитываемых в целях налогообложения (статья 270 НК РФ), добавлены суммы вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров.
Согласно п. 2 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В течение многих лет дискутировался вопрос о возможности включения таких расходов в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. С 2009 года вопрос решен на нормативном уровне. Теперь расходы в виде вознаграждений, указанных в п. 2 ст. 64 Закона N 208-ФЗ, в расходах для целей налогообложения прибыли, без сомнения, не учитываются.
При этом, если с указанными лицами заключены трудовые и (или) гражданско-правовые договоры, то выплаты, производимые им на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, относятся на расходы в общеустановленном порядке. Такие разъяснения дал Минфин России в письмах от 19.03.2009 N 03-03-06/1/166 и от 22.05.2009 N 03-03-07/12.
Налоговый учет расходов на освоение природных ресурсов (статья 325 НК РФ) тоже подвергся изменениям.
Если организация заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается в составе нематериальных активов, амортизация которых начисляется в порядке, установленном статьями 256-259.2 НК РФ, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
При этом в статье 5 Закона N 158-ФЗ специально оговорено, что при переходе налогоплательщика на порядок учета расходов на получение (приобретение) лицензии на право пользования недрами в составе прочих расходов расходы на приобретение лицензий, не учтенные в налоговой базе по налогу на прибыль по состоянию на 1 января 2009 г., учитываются равными долями в течение 2009 и 2010 годов.
В порядок налогового учета расходов на освоение природных ресурсов внесено еще одно изменение.
Согласно п. 3 ст. 325 НК РФ, при проведении геолого-поисковых работ и геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с положениями данной статьи. При этом с 2009 года расходы, осуществленные по договору с подрядчиком, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан соответствующий акт выполненных работ (этапов работ) по данному договору. Прежняя редакция НК РФ, действовавшая до 1 января 2009 г., предусматривала учет расходов только с 1 числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ с подрядчиком. Таким образом, новая формулировка позволит организациям, не дожидаясь полного завершения работ, учитывать расходы поэтапно, т.е. по мере подписания актов выполненных этапов работ.
Для организаций, имеющих обособленные подразделения, в статью 288 НК РФ внесено несколько дополнений.
С 2009 года такие организации обязаны уведомлять налоговые органы о порядке уплаты налога по обособленным подразделениям в случае изменения организацией порядка уплаты налога, количества структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или иных изменений, влияющих на порядок уплаты налога.
В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода организация в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязана уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в
Уплата налога осуществляется в сроки, установленные НК РФ, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.
Порядок применения новых норм ст. 288 НК РФ разъяснен в письме ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986. При этом в указанном письме приведены рекомендуемые формы уведомлений, которые следует представлять в налоговые органы в соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2009.
Сноски ()*