1.10.2. Приобретение товаров (работ, услуг) у иностранного лица

Если организация (предприниматель) приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, то у нее могут возникнуть обязанности налогового агента по НДС, т.е. на нее может быть возложена обязанность удержать из сумм, выплачиваемых иностранному лицу, НДС и перечислить его в бюджет.
Обязанности налогового агента по НДС возникают у организации (предпринимателя) при соблюдении одновременно следующих условий:
1) иностранный налогоплательщик - продавец не состоит на учете в налоговом органе на территории РФ;
2) местом реализации*(112) товаров (работ, услуг), приобретенных у иностранного налогоплательщика, признается территория РФ.

! Если местом реализации товаров (работ, услуг) является территория РФ, но при этом в ст. 149 НК РФ предусмотрена льгота в отношении операций по реализации указанных товаров (работ, услуг), то организация-покупатель, хотя и признается налоговым агентом, но уплачивать НДС в бюджет не должна.

Дело в том, что льготы, предусмотренные ст. 149 НК РФ, распространяются на всех налогоплательщиков, как российских, так и иностранных. Соответственно, если иностранное лицо реализует на территории РФ товары (работы, услуги), не облагаемые НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, то у российской организации-покупателя обязанностей по уплате НДС в связи с приобретением указанных товаров (работ, услуг) не возникает (письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-07-08/240).
В частности, с 2008 года не надо уплачивать НДС при приобретении у иностранных правообладателей прав пользования объектами интеллектуальной собственности, поскольку с 1 января 2008 г. операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора освобождены от НДС (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Если российская организация приобретает права на перечисленные выше объекты интеллектуальной собственности у иностранного лица, то в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации таких услуг признается РФ и, следовательно, их стоимость признается объектом обложения НДС. Однако удерживать налог из сумм, перечисляемых иностранному правообладателю, и уплачивать его в бюджет российской организации не нужно, поскольку льгота, предусмотренная подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, распространяется на всех налогоплательщиков, в том числе и иностранных (письма Минфина России от 15.08.2008 N 03-07-07/78, от 29.01.2008 N 03-07-08/21, от 15.01.2008 N 03-07-08/07).
Налоговые агенты, приобретающие у иностранных лиц работы (услуги), уплачивают исчисленный в качестве налогового агента НДС в бюджет одновременно с перечислением средств иностранному контрагенту (п. 4 ст. 174 НК РФ).
Возникает вопрос: может ли налоговый агент воспользоваться вычетом в том же квартале, в котором сумма НДС была перечислена им в бюджет?
Допустим, организация в январе производит оплату иностранному контрагенту за уже оказанные к этому моменту услуги. В соответствии с п. 4 ст. 174 НК РФ организация в январе одновременно с перечислением денег иностранному контрагенту производит уплату НДС в бюджет. Получается, что в январе у организации уже выполнены все условия для вычета: услуги получены, налог в бюджет уплачен. Значит, организация при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет за I квартал, имеет полное право включить уплаченную в январе сумму НДС в состав налоговых вычетов.
Правомерность таких действий подтверждается и Минфином России (см. письма от 15.07.2009 N 03-07-08/151, от 27.03.2008 N 03-07-08/71).
К сожалению, у Федеральной налоговой службы другое мнение относительно порядка использования вычета. Налоговики считают, что в рассмотренной ситуации налоговый агент вправе воспользоваться вычетом только в следующем налоговом периоде (см. письма ФНС России от 14.09.2009 N 3-1-11/730, 07.06.2008 N 3-1-10/81@).
Налоговые органы на местах в большинстве случаев придерживаются позиции, изложенной в упомянутом письме ФНС. Поэтому, решая вопрос о том, когда заявлять вычет, нужно исходить из того, что право на вычет НДС в том периоде, когда он был фактически уплачен в бюджет, скорее всего, придется отстаивать в суде.
В этой связи отметим, что суды, рассматривающие такие споры, налоговиков не поддерживают. Например, ФАС Поволжского округа указал на то, что налоговое законодательство не содержит условия о том, что вычет уплаченного налога можно заявить только в следующем налоговом периоде (постановления от 02.06.2009 N А55-17122/2008 и от 12.05.2009 N А55-17120/2008).
Довольно часто российские организации сталкиваются с трудностями при проведении переговоров с иностранными партнерами относительно цены контракта: возложение на иностранного партнера обязанности по уплате НДС может привести к тому, что реально полученная им сумма будет меньше контрактной цены на сумму удержанного НДС.
Многие иностранные фирмы не соглашаются заключать контракт на таких условиях, и российские организации, чтобы не усложнять свои взаимоотношения с иностранными контрагентами, зачастую предпочитают заплатить налог за счет своих средств, а иностранцу перечислить всю сумму, оговоренную контрактом.
Возникает вопрос: можно ли сумму НДС, уплаченную налоговыми агентом в бюджет за счет собственных средств, предъявить к вычету?
Сразу отметим, что этот вопрос был актуален лишь до 1 января 2009 г., поскольку в пункте 3 ст. 172 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2009 г., было четко написано, что вычет возможен при условии, что налоговый агент удержал и уплатил НДС из доходов налогоплательщика (иностранного лица). Следовательно, формальное прочтение этого пункта приводило к выводу, что налоговый агент, уплативший НДС за счет собственных средств, права на вычет не имеет.
Именно так в течение многих лет трактовали Налоговый кодекс представители налоговых органов. И им даже удавалось отстаивать эту точку зрения в судах (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 19.09.2007 N А35-5500/06-С21).
Однако в 2007 году Минфин России высказал мнение о том, что налоговый агент, уплативший НДС за счет собственных средств, имеет право на вычет. В частности, такое разъяснение содержится в письме Минфина России от 12.07.2007 N 03-07-08/191.
Приведенное выше письмо было разослано Федеральной налоговой службой нижестоящим налоговым органам "для сведения" (письмо ФНС России от 17.03.2008 N 03-1-03/308@).
С 2009 года рассматриваемая проблема вообще стала неактуальной.

! Согласно новой редакции п. 3 ст. 171 НК РФ, действующей с 1 января 2009 г., налоговый агент имеет право на вычет НДС при условии, что он уплатил соответствующую сумму в бюджет. Требования о том, чтобы эта сумма была удержана из доходов налогоплательщика, в п. 3 ст. 171 НК РФ больше нет.

Соответствующая поправка была внесена в п. 3 ст. 171 НК РФ Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ. Следовательно, с 2009 года у налоговых органов нет даже формальных оснований оспаривать право на вычет суммы НДС, уплаченной налоговым агентом в бюджет за счет собственных средств.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2009.
Сноски ()*