11.6. Особенности формирования оплаты труда работников образовательных учреждений в сфере культуры

Оплата труда педагогических работников осуществляется исходя из тарифицируемой педагогической нагрузки, которая рассчитывается из количества часов по государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами и других конкретных условий в образовательных учреждениях и устанавливает объем учебной нагрузки педагогических работников на учебный год. Тарификация педагогических работников производится один раз в год. В случае если учебными планами предусматривается разное количество часов на предмет по полугодиям, то тарификация осуществляется также один раз в год, но раздельно по полугодиям.
Итак, месячная заработная плата педагогических работников учреждения определяется путем умножения ставки (оклада) заработной платы на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической (преподавательской) работы в неделю.
Для педагогических работников норма часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы утверждена Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 (далее - Постановление N 191). Этим документом установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей труда педагогических работников норма часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы не должна быть более 36 часов в неделю.
4 февраля 2011 года зарегистрирован Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", который вступает в силу после признания недействующим Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
Пунктом 2 приложения к Постановлению N 191 для отдельных педагогических работников определена норма часов преподавательской работы.
Норма часов педагогической работы установлена для работников, перечисленных в п. 3 приложения к Постановлению N 191.
Для отдельных категорий педагогических работников установлена продолжительность рабочего времени. В соответствии с п. 1 приложения к Постановлению N 191 ставка заработной платы (оклад) выплачивается работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей при отработке ими 36 часов. Установление таким работникам именно продолжительности рабочего времени, а не нормы часов преподавательской (педагогической) работы за ставку заработной платы предполагает выплату им ежемесячного должностного оклада (ставки за месяц) из расчета еженедельной выработки 36 астрономических часов.
При выполнении с согласия педагогического работника педагогической работы сверх установленной нормы или меньше установленной нормы оплата его труда производится пропорционально количеству часов педагогической работы и установленной ему ставки заработной платы.
Если педагогическому работнику установлен оклад за определенную продолжительность рабочего времени, то привлечение его к работе сверх этой продолжительности нужно рассматривать как сверхурочную работу и оплату производить по правилам оплаты сверхурочной работы.
Часто возникает вопрос: как следует производить оплату труда преподавателя по индивидуальной дисциплине учреждения дополнительного образования детей (музыкальной школы) за часы, когда ученик не приходил на занятия в течение нескольких дней?
Время, когда ученик не приходил на занятия, следует рассматривать как время простоя.
Статьей 157 ТК РФ предусмотрено, что время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Положения данной статьи нашли свое отражение и в п. 91 Приказа Минпроса СССР от 16.05.1985 N 94 "Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий". В нем также указано, что в учебных заведениях с индивидуальными формами обучения (музыкальные школы, училища и др.) за часы преподавательской работы, не выполненные в связи с неявкой учащихся на занятия, оплата преподавателям производится в размере не ниже двух третей их часовой ставки. При наличии экономии фонда заработной платы с согласия руководителя учреждения такие часы в течение учебного года могут быть восполнены с оплатой из расчета полной ставки.
Согласно п. 2.1 Примерного положения по оплате труда работников образования для работников, осуществляющих педагогическую деятельность, может применяться почасовая оплата труда. Условия и размер платы за один час педагогической работы определяются учреждением самостоятельно.
Если с согласия преподавателя на него возлагается педагогическая работа сверх установленного при тарификации объема учебной нагрузки, ему производится дополнительная плата за фактически выполненные часы.
Как производится оплата? Фактически выполненные часы умножаются на стоимость одного часа педагогической работы, размер которого определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячное количество рабочих часов.
В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Пример.
Преподаватель провел в марте 10 ч занятий, замещая заболевшего коллегу. Ему установлен по тарификации оклад в размере 5 000 руб. Норма рабочего времени - 18 ч в неделю.
Исчисляя оплату труда преподавателя при замещении отсутствующего работника, следует воспользоваться правилами расчета заработной платы при почасовой оплате.
В 2010 году при 5-дневной рабочей неделе с двумя выходными днями 249 рабочих дней.
Определим среднемесячное количество рабочих часов при 5-дневной рабочей неделе - 74,28 ч ((18 ч x 249 дн. / 5 дн. - 5 ч) / 12 мес.), где 5 ч - предпраздничные.
Рассчитаем оплату труда преподавателя исходя из часовой ставки и количества рабочих часов: 5 000 руб. / 74,28 ч x 10 ч = 673,13 руб.

Обратите внимание: Оплата труда за замещение отсутствующего преподавателя, если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением его недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию.
Для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования размер платы за один час определяется путем деления месячной ставки заработной платы на 72 часа.
Целевые показатели для установления стимулирующих выплат. Согласно Письму Минкультуры РФ N 45-01-39/04-ПХ для работников образовательных учреждений в сфере культуры размеры стимулирующих выплат определяются на основании следующих целевых показателей, характеризующих эффективность и качество их работы:
- количество призеров олимпиад, конкурсов, частота участия в конкурсах;
- работа по методическому обеспечению учебного процесса;
- количество выступлений на кафедре, педсовете, методобъединениях, внедрение опыта педагога на уровне образовательного учреждения, количество проведенных и положительно отрецензированных открытых занятий для взаимопосещения;
- участие в профессиональных конкурсах, в работе научно-практических конференций (внутренних, отраслевых и др.), частота посещения конференций, количество выступлений в течение учебного года;
- победы (номинации) в профессиональных конкурсах.
Данные показатели используются для установления надбавок за качество выполняемых работ, интенсивность и высокие результаты работы, а также премий по итогам работы.
Индивидуальные условия оплаты труда. Согласно разд. 7 Примерного положения по оплате труда работников образования по решению руководителя учреждения на срок до одного года работникам, занимающим должности служащих из числа педагогического, профессорско-преподавательского персонала, имеющим большой опыт педагогической, научной работы, авторитет и признание в данных сферах деятельности, могут быть установлены индивидуальные условия оплаты труда.
Индивидуальные условия оплаты труда (размер оклада, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также условия их применения) определяются по соглашению сторон трудового договора. При этом такие условия оплаты труда отдельных работников не должны быть хуже, чем условия оплаты труда работников по занимаемой ими должности (профессии рабочих), предусмотренные Примерным положением по оплате труда работников образования.

Copyright 2011 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Годовой отчет для бюджетных учреждений культуры и искусства - 2010 (под общей редакцией д.э.н. Васильева Ю.А.)