15.2. Казенные учреждения

Правовой статус казенных учреждений аналогичен правовому статусу бюджетных учреждений, действующих до 2011 года. При этом для казенных учреждений Законом о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений вводится ряд ограничений.
Основным нормативным актом, регулирующим особенности правового положения казенных учреждений, является Бюджетный кодекс в редакции Закона о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений (далее - БК РФ). Согласно ст. 6 БК РФ казенными учреждениями признаются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.
Государственное задание. Оказание государственных (муниципальных) услуг казенными учреждениями осуществляется в соответствии с государственным заданием, сформированным для них соответствующим органом, выполняющим функции и полномочия учредителя.
Согласно Положению об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537, функции и полномочия учредителя в отношении федерального казенного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение.
Стоит отметить, что показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также при составлении бюджетной сметы казенного учреждения.
Финансовое обеспечение. В соответствии с п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Имущество казенного учреждения и право распоряжения им. Имущество казенного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления. Отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества казенное учреждение не вправе (п. 5 ст. 5 Закона о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений).
Собственник имущества вправе изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Платные услуги и право использования средств, полученных от их оказания. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ).
Ответственность по обязательствам. По денежным обязательствам казенных учреждений ответственность несет главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого такие учреждения находятся (пп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ).
Оплату государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, казенные учреждения производят от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования с учетом принятых и неисполненных обязательств в пределах доведенных лимитов.
В случае уменьшения казенному учреждению, как получателю бюджетных средств, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.
При этом сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.
Если лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, недостаточно, то по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).
Планирование доходов и расходов. Одним из основных документов казенного учреждения, в строгом соответствии с которым осуществляется расходование бюджетных средств, является бюджетная смета.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н (далее - Приказ Минфина РФ N 112) (в редакции Приказа Минфина РФ от 30.07.2010 N 84н).
У казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, бюджетная смета утверждается руководителем этого органа.
Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
Формы смет утверждены Приказом Минфина РФ N 112н и приводятся в приложениях к нему. При этом главный распорядитель средств бюджета при установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы вправе внести в форму сметы дополнительные реквизиты, разделы, а также определить правила ее заполнения.
Неотъемлемой частью сметы являются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, которые к ней прилагаются.
Бухгалтерский учет и отчетность. Планируется, что казенные учреждения будут вести бюджетный учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Минфином.
Порядок составления и представления бюджетной отчетности казенных учреждений также будет определяться Минфином.
Налогообложение. При исчислении налога на прибыль казенными учреждениями не учитываются:
- доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных им в установленном порядке, а также в виде средств, полученных от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения иных государственных (муниципальных) функций (пп. "а" п. 2 ст. 16 Закона о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений);
- расходы в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе в связи с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 3 ст. 16 Закона о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений).
Казенные учреждения не вправе переходить на упрощенную систему налогообложения, а также на уплату единого сельскохозяйственного налога (п. 7, 8 ст. 16 Закона о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений).

Copyright 2011 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Годовой отчет для бюджетных учреждений культуры и искусства - 2010 (под общей редакцией д.э.н. Васильева Ю.А.)