7.3. Выставки

Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе":
Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Одной из актуальных форм распространения такой информации может быть участие в различных выставках. И это неудивительно, ведь выставки предоставляют уникальную возможность продемонстрировать свою продукцию (работы, услуги) среди других.
В бухгалтерском учете затраты на рекламу путем участия в выставках включаются в состав коммерческих расходов согласно пунктам 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 33н. В зависимости от вида деятельности предприятия они учитываются либо по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы", либо по дебету счета 44 "Расходы на продажу".
В налоговом учете согласно подпункту 28 пункта 1, абзацу 4 пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) затраты на участие в выставках относятся к прочим расходам и не нормируются, то есть полностью включаются в издержки того периода, к которому относятся. При этом они должны отвечать требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ, то есть они должны быть обоснованными и документально подтвержденными. Документами, подтверждающими затраты на участие в выставках, являются:
договор на участие в выставке;
прайс-лист на услуги и работы;
план выставки;
деловая программа выставки;
выставочный каталог;
акт сдачи-приемки оказанных услуг;
отчет об организации и проведении выставки;
и другие документы.
Налоговые органы в Письмах УМНС Российской Федерации по городу Москве от 15 декабря 2003 года N 23-10/4/69784, УФНС Российской Федерации по городу Москве от 19 ноября 2004 года N 26-12/74944, УФНС по Московской области от 20 октября 2004 года N 06-21/18767 к ненормируемым расходам на участие в выставках относят:
расходы на оплату вступительных взносов,
плату за разрешение на участие в выставке.
Другие же расходы на участие в выставках в целях рекламы, не поименованные в пункте 4 статьи 264 НК РФ и отвечающие понятию рекламы и требованиям статьи 252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Пример
ООО "Заря" с целью рекламы производимой продукции участвовало в выставке в период с 10 по 20 февраля 2009 года. На основании заключенного договора организатору выставки были перечислены:
- регистрационный взнос - 6 000 рублей без НДС;
- плата за разрешение на участие в выставке - 2 000 рублей без НДС;
- плата за аренду выставочной площади - 30 000 рублей без НДС;
- аренда выставочного стенда - 3 500 рублей без НДС;
- плазменной панели для трансляции видеоролика - 25 000 рублей без НДС.
Кроме того, участникам выставки были переданы каталоги и брошюры о деятельности фирмы и ее товарах общей стоимостью 5 000 рублей без НДС.
Выручка ООО "Заря" от реализации товаров за январь 2009 года составила 5 000 000 рублей без НДС.
В каком размере можно учесть вышеперечисленные рекламные расходы на участие в выставке в целях налогообложения прибыли?
Согласно абзацу 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ расходы на участие в выставке в целях рекламы относятся к ненормируемым, следовательно, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в полном объеме.
По мнению налоговых органов к ненормируемым расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить расходы по оплате вступительных взносов, разрешений для участия в подобных выставках. В нашем примере их сумма составляет: 8 000 рублей (6 000 рублей + 2 000 рублей).
Остальные расходы на участие в выставке в целях рекламы учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. Их сумма равна: 63 500 рублей (30 000 рублей + 3 500 рублей + 25 000 рублей + 5 000 рублей).
Максимальная сумма нормируемых рекламных расходов, которую ООО "Заря" сможет учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, равна: 50 000 рублей (5 000 000 рублей х 1%).
Таким образом, в уменьшение налоговой базы можно отнести: 58 000 рублей (8 000 рублей + 50 000 рублей).
Так как в бухгалтерском учете расходы предприятия признаются в полном объеме, возникает необходимость отражения постоянного налогового обязательства согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 114н.
В бухгалтерском учете ООО "Заря" будут выполнены следующие записи:
Дебет счета 44 "Расходы на продажу" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 71 500 рублей - Признаны расходы на участие в выставке.
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 71 500 рублей - Оплачены расходы на участие в выставке.
Дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" Кредит счета 44 "Расходы на продажу" - 71 500 рублей - Расходы на участие в выставке включены в себестоимость продаж.
Дебет счета 09 "Отложенные налоговые активы" Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Налог на прибыль" - 2700 рублей - Отражен отложенный налоговый актив ((71 500 рублей - 58 000 рублей) x 20%).
Судебные органы по поводу отнесения затрат на участие в выставках в целях рекламы имеют другую точку зрения. В Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 13 января 2005 года по делу N А43-1729/2004-32-152, ФАС Поволжского округа от 2 марта 2006 года по делу N А55-11685/2005, ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2006 года по делу N А26-5845/2005-216, ФАС Уральского округа от 12 января 2006 года по делу N Ф09-5996/05-С2 они считают, что в качестве ненормируемых расходов помимо вышеназванных затрат на участие в выставках можно учесть:
расходы на изготовление форменной одежды с логотипом для сотрудников компании во время проведения выставки;
расходы на услуги сторонней организации по оформлению витрин и завозу продукции на выставку;
стоимость продукции, переданной производителем торговым организациям для участия в выставках;
расходы на приобретение или изготовление сувенирной продукции, нанесение на нее логотипа компании и распространение такой продукции во время проведения выставки.
Таким образом, нет нормы действующего законодательства, раскрывающей перечень затрат, относимых к расходам на участие в выставках. Следовательно, при определении возможности отнесения затрат к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях. При этом ключевым критерием для учета расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли является распространение информации именно неопределенному кругу лиц.
Очень часто на выставках или во время рекламных кампаний фирмы раздают посетителям сувенирную продукцию, например, авторучки, листовки, буклеты и другое. Если эти сувениры содержат символику организации (ее наименование, адреса, контактные телефоны), а также виды осуществляемой деятельности, то они считаются носителями рекламной информации.
Стоимость подарков, раздаваемых покупателям, также может быть включена в состав рекламных расходов. В налоговом учете эти расходы отнесены к нормируемым расходам.
Если организация раздает сувениры, которые не несут никакой рекламной информации, то расходы на их приобретение при налогообложении прибыли не учитываются согласно пункту 16 статьи 270 НК РФ.
В соответствии с Письмами Минфина Российской Федерации от 25 ноября 2004 года N 03-04-11/209, от 26 ноября 2004 года N 03-04-11/211 передачу сувенирной продукции в ходе проведения рекламных акций следует рассматривать как безвозмездную реализацию, а значит, нужно начислять НДС.
Согласно подпункту 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождается передача сувениров на выставках в рекламных целях неопределенному кругу лиц потенциальных покупателей, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.
Следовательно, суммы НДС, уплаченные при приобретении (создании) сувенирной продукции стоимостью до 100 рублей за единицу, используемой при передаче неопределенному кругу лиц на выставках в рекламных целях, могут учитываться в стоимости этой рекламной продукции для целей налогообложения прибыли.
При этом надо учитывать, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) сувениров во время проведения выставок для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Позицию законодателя подтверждают и налоговые органы, в частности в Письме УФНС РФ по г. Москве от 12 мая 2008 года N 19-11/45206 они указали, что со стоимости сувенирной продукции, которая передается бесплатно потребителям в рекламных целях, которая превышает установленный лимит в сто рублей, организация обязана заплатить НДС.
Обратите внимание, что подобного рода распространение сувенирной продукции не может быть признано безвозмездной передачей, по мнению, ФАС Северо-Западного округа. Так, в своем Постановлении от 1 сентября 2008 года по делу N А56-5788/2008 суд указал, что данные виды расходов признаются расходами на рекламу и обложению НДС не подлежат.

Пример
ООО "Сюрприз" приняло участие в выставке, в рамках которой проводился конкурс, с вручением сувениров победителям.
Всего было роздано 500 сувениров, общая стоимость которых составила - 56 640 рублей, в том числе НДС - 8640 рублей.
Выручка от реализации составляет 1 200 000 рублей без НДС.
Возникает ли объект налогообложения по НДС безвозмездной передачи сувениров? В каком размере можно учесть расходы на бесплатную раздачу сувениров во время проведения выставки в целях налогообложения налогом на прибыль?
Поскольку стоимость каждого сувенира более 100 рублей, то при их безвозмездной передаче согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ возникает объект налогообложения по НДС.
Стоимость врученных призов, относящаяся к нормируемым расходам на рекламу, может уменьшать налоговую базу только в размере 12 000 рублей (1 200 000 рублей х 1%).
ООО "Сюрприз" необходимо сделать счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 48 000 рублей - приняты к учету подарки, приобретенные для вручения в качестве сувениров.
Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 8640 рублей - учтен НДС по сувенирам.
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 56 640 рублей - оплачены сувениры.
Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу" Кредит счета 10 "Материалы" - 48 000 рублей - списана стоимость врученных сувениров.
Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 2160 рублей - принят к вычету НДС в пределах нормы (12 000 рублей х 18%).
Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 6 480 рублей - списана сумма НДС, не подлежащего возмещению (8 640 рублей - 2 160 рублей).
Дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" Кредит счета 44 "Расходы на продажу" - 48 000 рублей - стоимость сувениров включена в себестоимость продаж.
Дебет счета 09 "Отложенные налоговые активы" Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Налог на прибыль" - 7200 рублей - Отражен отложенный налоговый актив ((48 000 рублей - 12 000 рублей) x 20%).

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Торговля. Энциклопедия.