5.11. Государственный контракт

Покупателем по договору поставки может выступать не только организация или индивидуальный предприниматель, но и такой субъект гражданского права, как государство. В этом случае имеет место поставка товаров для государственных нужд или муниципальных нужд.
Понятие государственных и муниципальных нужд раскрыто в Федеральном законе от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Так, в соответствии со статьей 3 Закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств России, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ с участием России, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Под муниципальными нуждами понимаются соответственно обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд является разновидностью договора купли-продажи, регулируемого главой 30 "Купля-продажа" ГК РФ. Однако в связи с тем, что такой договор поставки имеет ряд особенностей, вызванных участием в нем такого специфического субъекта гражданско-правовых отношений, как государство, ГК РФ выделяет его из общего ряда договоров купли-продажи в самостоятельный вид хозяйственного договора, посредством установления ряда специальных норм, объединенных в параграфе 4 главы 30 ГК РФ.
Нужно сказать, что целью поставок товаров для государственных нужд являются:
создание и поддержание государственных материальных резервов;
поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны;
обеспечение экспортных поставок для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;
реализация федеральных целевых программ;
обеспечение иных федеральных государственных нужд.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ определено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки. Причем пунктом 2 указанной статьи ГК РФ определено, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено нормами ГК РФ.
Следует отметить, что помимо норм ГК РФ поставка товаров для государственных нужд регулируется и иными нормативными актами, в частности, к таковым относятся:
Федеральный закон от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
Федеральный закон от 27 декабря 1995 года N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе";
Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве";
Федеральный закон от 2 декабря 1994 года N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд";
Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и другие.
Как следует из пункта 2 статьи 525 ГК РФ, иные законы могут применяться только в части, не урегулированной параграфом 4 главы 30 ГК РФ, то есть приоритетными нормами в отношениях поставок товаров для государственных или муниципальных нужд являются нормы гражданского законодательства.
Статьей 526 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Таким образом, сторонами государственного или муниципального контракта на поставку товаров является поставщик товаров и государственный или муниципальный заказчик

Обратите внимание!
В соответствии со статьей 4 Закона N 94-ФЗ государственными или муниципальными заказчиками по размещению заказов могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения.
Пунктом 1 статьи 527 ГК РФ установлено, что заключение государственного или муниципального контракта осуществляется на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Отметим, что в настоящее время законодательство о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд основано на нормах ГК РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона N 94-ФЗ и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов на поставку. Последние нормативные документы применяются в части не противоречащей Закону N 94-ФЗ.
Общим правилом, закрепленным в пункте 1 статьи 527 ГК РФ определено, что заключение государственного или муниципального контракта для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, является обязательным.
Обязательность заключения государственного или муниципального контракта для поставщика (исполнителя) возникает лишь в случаях, прямо установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.
Напомним, что в соответствии со статьей 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:
путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Пунктом 4 статьи 527 ГК РФ определено, что в отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2 статьи 527 ГК РФ, в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта.
Анализ норм параграфа 4 главы 30 ГК РФ позволяет говорить о том, что договорные отношения по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд могут быть как простыми, так и сложными. В первом случае поставка товаров осуществляется непосредственно на основании самого государственного контракта, который совмещает в себе и договор поставки. Второй вариант предполагает наличие государственного или муниципального контракта, на основе которого в дальнейшем заключается договор поставки между исполнителем (поставщиком товаров), определяемым государственным заказчиком и покупателем товаров.
Порядок заключения государственного или муниципального контракта урегулирован нормами статьи 528 ГК РФ и состоит в следующем.
Государственный или муниципальный заказчик (далее - заказчик) разрабатывает проект контракта и в двух экземплярах направляет его поставщику (исполнителю).
При отсутствии разногласий по контракту сторона, получившая проект контракта, должна в течение тридцати дней его подписать и вернуть один экземпляр заказчику.
Если у поставщика (исполнителя) имеются возражения по условиям контракта, то в течение указанных тридцати дней он должен:
либо составить протокол разногласий и направить его вместе с подписанным контрактом другой стороне;
либо уведомить заказчика об отказе в заключении контракта (в случае наличия неприемлемых условий контракта).
Заказчик, получивший контракт с протоколом возражений, должен в течение тридцати дней рассмотреть эти разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Обращаем ваше внимание, что нарушение процедуры согласования контракта может привести стороны к судебному разбирательству, в качестве примера можно привести Постановление ФАС Северозападного округа от 4 июня 2007 года по делу N А05-6518/2006-3.
При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.
Следует иметь в виду что если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров, то срок его заключения сокращается до двадцати дней, на это указано в пункте 4 статьи 528 ГК РФ.
Пунктом 5 статьи 528 ГК РФ установлено, что если сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.
Как уже было отмечено выше, сложная структура договорных отношений требует помимо государственного или муниципального контракта еще и заключения договора поставки. При таком варианте договорных отношений заказчик в течение тридцати дней с момента подписания государственного или муниципального контракта должен направить поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) (пункт 1 статьи 529 ГК РФ).

Основания заключения государственного контракта.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд регулируется нормами параграфа 4 главы 30 "Купля - продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 527 ГК РФ определено, что государственный или муниципальный контракт (далее - госконтракт) заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В настоящее время основным нормативным документом, в соответствии с которым осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд является Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Обращаем внимание, что особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными федеральными законами (пункт 3 статьи 1 Закона N 94-ФЗ).
Выполнение требований Закона N 94-ФЗ по размещению заказов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд играет немаловажную роль при заключении госконтрактов, потому как нарушение требований законодательства о порядке размещения заказа может привести к тому, что заключенный контракт будет признан недействительным на основании статьи 168 ГК РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Об этом свидетельствует и правоприменительная практика, в качестве примера можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 июня 2007 года N Ф04-2458/2007(33634-А03-30) по делу N А03-12874/2006-2, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 августа 2007 года по делу N А82-14604/2006-45 и другие.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение порядка размещения заказов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд более подробно.
Статьей 5 Закона N 94-ФЗ указано, что под размещением заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - заказов на поставки товаров) понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия государственных и муниципальных заказчиков (далее - заказчики), уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров.
Статьей 4 Закона N 94-ФЗ установлено, что в качестве заказчиков могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Бюджетным учреждениям регионального и местного уровня такие полномочия должны быть делегированы уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления.
Обращаем ваше внимание, что автономные учреждения не вправе выступать в качестве заказчиков на размещение заказов на поставку товаров, такие разъяснения приведены в Письме Минэкономразвития Российской Федерации от 18 января 2008 года N Д04-90 "По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ".
Пунктом 2 статьи 4 Закона N 94-ФЗ указано, что функции по размещению заказов на поставку товаров могут осуществлять органы исполнительной власти (федеральный, региональный или местный), уполномоченные на осуществление таких функций по размещению заказов на поставку товаров для заказчиков. Однако контракт в этом случае подписывается самим заказчиком. Порядок взаимодействия уполномоченных органов устанавливается решением о создании соответствующего уполномоченного органа.
Статьей 8 Закона N 94-ФЗ определено, что участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Причем участником размещения заказа могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Следует иметь в виду что участники размещения заказов имеют право выступать в отношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников размещения заказа подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.
Обращаем ваше внимание на то, что участники размещения заказа должны отвечать обязательным требованиям, установленным статьей 11 Закона N 94-ФЗ.
Как уже было отмечено, размещение заказа может осуществляться:
путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Способ размещения заказа определяется заказчиком.
При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее - комиссия). Причем решение о ее создании принимается заказчиком до опубликования извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, о проведении запроса котировок о предварительном отборе либо направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе. Он же определяет и состав комиссии (не более 5 человек), порядок ее работы, а также назначает председателя.
Статьей 7 Закона N 94-ФЗ предусмотрено три вида комиссий: конкурсная, котировочная и аукционная, хотя заказчик вправе создать и единую комиссию, которая будет совмещать в себе функции всех перечисленных видов комиссий, такое право ему предоставлено пунктом 9 статьи 7 Закона N 94-ФЗ. Причем на единую комиссию и ее членов распространяются положения Закона N 94-ФЗ о конкурсной, об аукционной и о котировочной комиссиях и о членах конкурсной, аукционной и котировочной комиссий.
Согласно пункту 6 статьи 7 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссии осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, ведет отбор участников конкурса, рассматривает, оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе, определяет победителя конкурса, а также ведет соответствующие протоколы (за исключением протоколов об отказе от заключения контрактов)
Аукционная комиссия осуществляет рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведет протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Функции котировочной комиссии перечислены в пункте 8 статьи 7 Закона N 94-ФЗ к ним относятся предварительный отбор участников размещения заказа, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе в случаях, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, а также рассмотрение, оценка и сопоставление котировочных заявок и определение победителя в проведении запроса котировок, ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок
В рамках одной статьи не представляется возможным подробно рассмотреть, как производится размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд всеми возможными способами, поэтому сделаем это на примере размещения заказа путем проведения конкурса.
Как определено статьей 20 Закона N 94-ФЗ под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения госконтракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Конкурс может быть открытым и закрытым. Проведение закрытого конкурса возможно только в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо в проекте государственного контракта. Особенности проведения закрытого конкурса установлены статьей 30 Закона N 94-ФЗ.
Обращаем ваше внимание, что при проведении конкурса заказчик может установить требование о денежном обеспечении заявки на участие в конкурсе, размер которого ограничен 5% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Если требование об обеспечении установлено, то оно в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и в обязательном порядке указывается в конкурсной документации.
При проведении открытого конкурса на размещение заказа на поставку товаров заказчик не менее чем за 30 дней до вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, должен опубликовать в официальном печатном издании и разместить на официальном сайте извещение о его проведении. В извещении о проведении конкурса указываются сведения, перечисленные в пункте 4 статьи 21 Закона N 94-ФЗ, а именно:
форма торгов;
наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
предмет контракта с указанием количества поставляемого товара;
место поставки товара;
начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором она размещена, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;
место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;
преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимущества установлены заказчиком.
При невозможности размещения извещения в официальном печатном издании или на официальном сайте заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации, в том числе в электронных, на это указано в пункте 3 статьи 21 Закона N 94-ФЗ.
Для проведения конкурса заказчиком разрабатывается конкурсная документация, в которой указываются все требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности и потребительским свойствам, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Обращаем ваше внимание, что запрещено включать в конкурсную документацию требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у него опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом N 94-ФЗ.
Кроме того, запрещено включать в конкурсную документацию информацию о товарных знаках, наименовании места происхождения товара или наименовании производителя и другую любую, которая может повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа на поставку товара.
Согласно пункту 4 статьи 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать:
требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа;
требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его потребительских свойств, а также его количественных и качественных характеристик;
требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к обслуживанию товара, к расходам на его эксплуатацию (при необходимости);
место, условия и сроки (периоды) поставки товара;
начальную (максимальную) цену контракта (цену лота);
форму, сроки и порядок оплаты товара;
источник финансирования заказа;
порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями);
порядок применения курса иностранной валюты к рублю, установленного Центральным Банком Российской Федерации при оплате заключенного государственного или муниципального контракта;
сведения о возможности заказчика изменить предусмотренное контрактом количество товаров;
порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона N 94-ФЗ;
порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки;
формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации;
место, порядок, даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе;
критерии оценки заявок на участие в конкурсе;
порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, требования обеспечения заявки на участие в конкурсе;
размер обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта;
срок со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект государственного или муниципального контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем десять дней.
Обращаем ваше внимание, что сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса.
К конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации (пункт 5 статьи 22 Закона N 94-ФЗ).
Для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Порядок подачи заявки, а также сведения, указываемые в ней, установлены статьей 25 Закона N 94-ФЗ.
Получив заявку на участие в конкурсе, конкурсная комиссия проверяет ее на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией и принимает решение о том, будет участник размещения заказа участвовать в конкурсе или нет.
Затем, в целях выявления лучших условий исполнения госконтракта в соответствии с критериями и в порядке, установленном конкурсной документацией, конкурсная комиссия производит оценку и сопоставление заявок, поданных участниками размещения и допущенных к конкурсу.
При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
расходы на эксплуатацию товара;
расходы на техническое обслуживание товара;
сроки (периоды) поставки товара;
срок предоставления гарантии качества товара;
объем предоставления гарантий качества товара.
Как следует из пункта 8 статьи 28 Закона N 94-ФЗ на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе присваивается порядковый номер. Номера присваиваются по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок, содержащих аналогичные условия.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого, присвоен первый номер.
С победителем конкурса заказчик в порядке, предусмотренном статьей 528 ГК РФ, заключает государственный или муниципальный контракт.

Обратите внимание!
В пункте 3 статьи 9 Закона N 94-ФЗ приведен перечень случаев, когда заказчик обязан отказаться от заключения госконтракта, к таковым относятся случаи, когда:
победитель конкурса находится в стадии ликвидации или признан банкротом;
деятельность победителя конкурса приостановлена в административном порядке;
участник указал в заявке на участие в конкурсе заведомо ложные сведения;
имущество победителя конкурса по решению суда находится под арестом;
у победителя конкурса имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что указанные лица не обжалуют наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнение государственного или муниципального контракта обеими сторонами.
Государственный или муниципальный контракт (далее - Госконтракт) представляет собой договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Такое определение Госконтракта содержится в статье 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Основанием для заключения Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд является заказ, размещаемый государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Законом N 94-ФЗ. Следует отметить, что особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными федеральными законами.
Порядок заключения Госконтрактов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд урегулирован статьями 527 и 528 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд у поставщика (исполнителя) возникает обязанность по передаче товаров государственному или муниципальному заказчику (далее - Заказчику) либо по его указанию иному лицу, а у Заказчика, соответственно, возникает обязанность по оплате поставленных товаров.
Как следует из статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд может осуществляться:
непосредственно на основе Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. В этом случае поставка товаров осуществляется поставщиком самому Заказчику или указанным им получателям товаров, без заключения поставщиком с получателями товаров договора поставки.
на основе договора поставки, заключенного, в свою очередь, между поставщиком и покупателем товаров на основе Госконтракта, условиями которого предусмотрено прикрепление Заказчиком поставщика к конкретному покупателю товаров.
Пунктом 2 статьи 525 ГК РФ прямо установлено, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
При этом указано, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной параграфом 4 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" главы 30 ГК РФ, применяются иные правила.
Таким образом, исполнение Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд обеими сторонами осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными правилами статей 506-522 ГК РФ о договоре поставки.
Вместе с тем исполнение Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд имеет свои особенности, которым посвящены статьи 531 ГК РФ и 532 ГК РФ.
Особенности исполнения Госконтракта, в котором покупателем выступает сам государственный или муниципальный заказчик, установлены статьей 531 ГК РФ.
Пунктом 1 указанной статьи ГК РФ определено, что если условиями Госконтракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд предусмотрено, что поставка осуществляется непосредственно Заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю товаров), отношения сторон по исполнению Госконтракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506-522 ГК РФ о договоре поставки.
Однако в отношении оплаты товаров, переданных поставщиком по такому Госконтракту получателю, указанному в отгрузочной разнарядке Заказчиком, существуют специальные нормы, установленные пунктом 2 статьи 531 ГК РФ.
Как следует из указанного пункта в случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится Заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен Госконтрактом.
Иначе говоря, при передаче товаров поставщиком получателю обязанность по оплате поставленных товаров в общем случае сохраняется за Заказчиком.
Вместе с тем, условиями Госконтракта может быть предусмотрено, что оплату поставленных товаров будет производить их получатель. Однако здесь следует помнить, что получатель товаров не является стороной Госконтракта, поэтому если он не оплатил поставленные поставщиком товары, то поставщик вправе требовать оплаты товаров от Заказчика. Помимо этого, поставщик вправе потребовать от Заказчика возмещения убытков и уплаты процентов за пользование чужими средствами.
Обращаем ваше внимание, что согласно статье 9 Закона N 94-ФЗ в случае просрочки Заказчиком обязательства, предусмотренного Госконтрактом, поставщик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).
Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Госконтрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Госконтрактом срока исполнения обязательства.
Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Такого же подхода придерживается и правоприменительная практика, в качестве примера можно привести Постановление Апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 18 мая 2007 года по делу N А46-11399/2006. В указанном Постановлении сказано, что в отношениях по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд возможно несовпадение покупателя и получателя, такие условия соответствуют нормам статьи 526 и пункта 2 статьи 531 ГК РФ. В том случае, когда поставка товаров для государственных нужд осуществляется получателем товаров, указанным в отгрузочной разнарядке, обязанность по оплате поставленных товаров лежит на государственном заказчике, если иной порядок расчетов не предусмотрен Госконтрактом. Поскольку в рассматриваемом деле иной порядок расчетов не был предусмотрен государственным контрактом, суд принял решение о взыскании долга с Заказчика, так как у получателя товаров отсутствовали обязательства по оплате полученных товаров во исполнение договора.
В отношении взыскания неустойки за просрочку оплаты товаров по Госконтракту в качестве примера можно привести Постановление ФАС Центрального округа от 2 ноября 2007 года по делу N А64-7081/06-14. В указанном Постановлении арбитры указали, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства по оплате, поставщик вправе потребовать уплату неустойки. Причем неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства Заказчиком, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Госконтрактом срока исполнения обязательства по оплате.
Обратите внимание, в статье 9 Закона N 94-ФЗ указано, что Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней) если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Такого же мнения придерживаются и судебные инстанции. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 7 февраля 2007 года N Ф09-396/07-С5 по делу N А60-22499/2006-С3 судьи отказали во взыскании суммы процентов за пользование чужими средствами в связи с тем, что у Ответчика отсутствовала вина в несвоевременном исполнении денежного обязательства по оплате.
Особенности исполнения Госконтракта, на основании которого заключен договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, установлены в статье 532 ГК РФ.
Как следует из указанной статьи ГК РФ по общему правилу оплату поставленных по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд производит покупатель, причем по ценам, определяемым в соответствии с Госконтрактом.
Напомним, что в соответствии со статьей 9 Закона N 94-ФЗ цена Госконтракта (за некоторым исключением) является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, причем цена определяется Заказчиком на стадии размещения заказа.
Если используется иной порядок определения цен и расчетов, то это должно быть предусмотрено в Госконтракте.
Статьей 532 ГК РФ закреплена норма, направленная на защиту имущественных интересов поставщика, в соответствии с которой при оплате товаров, поставленных по договору поставки для государственных или муниципальных нужд покупателем, Заказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя. Иначе говоря, в случае, если покупатель не произвел оплату поставленных товаров, то на основании пункта 2 статьи 363 ГК РФ Заказчик будет отвечать перед поставщиком в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков поставщика, вызванных ненадлежащим исполнением обязательства по оплате товаров.
В качестве примера арбитражной практики по данному вопросу можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 декабря 2004 года по делу N А66-2451-04, в котором суд удовлетворил требования истца, признав, что обязательства по оплате поставленного товара покупателя и Заказчика являются солидарными.

Убытки по государственному контракту.
Как известно, специфика поставки товаров для государственных или муниципальных нужд обусловлена участием в договоре такого субъекта гражданско-правовых отношений, как государство. Специальные правила, применяемые к поставкам товаров для государственных или муниципальных нужд, объединены законодателем в параграфе 4 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Таким образом, при поставках товаров для удовлетворения государственных потребностей страны общие нормы о договоре поставки применяются с учетом особенностей, закрепленных в статьях 525-534 ГК РФ.
Сегодня многие поставщики того или иного вида продукции стремятся заключить Госконтракты на поставку товаров, так как работать с государством всегда было престижно, тем более, что, работая по Госконтракту, поставщик товаров уверен, что поставленная им продукция будет оплачена, ведь финансирование поставок для государственных или муниципальных нужд производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Вместе с тем, нужно отметить, что не всегда изготовление продукции, необходимой для удовлетворения экономических потребностей государства, выгодно изготовителю, в связи с чем, ее производство может быть для него заведомо убыточным. Однако если в обычных условиях субъект предпринимательской деятельности, наверняка, откажется от производства нерентабельной продукции, то в отношении производства продукции, связанной с государственными или муниципальными нуждами, поставщик не всегда может отказаться.
Напомним, что в соответствии со статьей 527 ГК РФ, Госконтракт на поставку товаров для удовлетворения государственных или муниципальных нужд заключается на основании заказа, размещаемого государственным или муниципальным заказчиком (далее - Заказчиком) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В общем случае для Заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным (пункт 1 статьи 527 ГК РФ). Для поставщика товаров обязательность заключения Госконтракта может наступить только в силу закона и при условии того, что Заказчиком будут возмещены все возможные убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением Госконтракта. Такое правило закреплено в пункте 2 статьи 528 ГК РФ.
Так, например, в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70 процентов, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв.
Или возьмем другой пример. Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" установлено, что поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.
Аналогичное правило действует и в отношении государственных оборонных заказов.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 1995 года N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" определено, что в случае, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, а также в случае, если по результатам проведения указанных торгов не определен головной исполнитель (исполнитель), оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство продукции по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством Российской Федерации уровень рентабельности производства этих видов продукции.
Следует иметь в виду что если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт, на это указано в пункте 5 статьи 528 ГК РФ.

Обратите внимание!
Условие о возмещении убытков, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением Госконтракта на поставку товаров, не применяется в отношении казенного предприятия, под которым в соответствии с пунктом 1 статьи 115 ГК РФ понимается унитарное предприятие на основе оперативного управления.
Кроме того, пунктом 4 статьи 527 ГК РФ установлено, что в отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым Госконтракт заключается в силу закона при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, условие о возмещении убытков также не применяется в случае заведомого занижения поставщиком предлагаемой цены Госконтракта.
В том случае, если речь идет о заведомо убыточной продукции, отказаться от производства которой поставщик не вправе, то применяется особый порядок возмещения убытков, установленный статьей 533 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 533 ГК РФ установлено, что обязанность возмещения убытков поставщика лежит на государственном заказчике. Причем, так как производство продукции представляет собой непрерывный процесс, то законодательно определен срок, в течение которого государственный заказчик обязан произвести компенсацию убытков поставщика. Выплаты должны быть произведены не позднее 30 дней с момента поставки изготовленной продукции.
Если же Заказчик в указанный срок не произвел соответствующего возмещения, то поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Госконтракта и потребовать от заказчика возмещения убытков, связанных с его расторжением.

Обратите внимание!
Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками лица, право которого нарушено, понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода).
Напоминаем, что если в отношении неустойки (пени, штрафа) лицу, право которого нарушено, достаточно доказать только факт нарушения договорного обязательства, то при требовании о возмещении убытков кредитор должен доказать размер понесенных реальных убытков, а также и величину упущенной выгоды.
Пунктом 2 статьи 15 ГК РФ определено, что если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, потерпевшая сторона вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Как следует из пункта 3 статьи 533 ГК РФ, в случае одностороннего расторжения Госконтракта вследствие невыплаты компенсации суммы убытков, поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных или муниципальных нужд. Причем убытки покупателя, связанные с таким отказом поставщика, также обязан возместить государственный или муниципальный заказчик
Хоть это и не является характерным для поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, отказаться от товаров, поставленных по Госконтракту, может и сам Заказчик. Как следует из пункта 1 статьи 534 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.
Отказ Заказчика от товаров, поставленных по Госконтракту, может быть вызван падением спроса на те или иные виды товаров, появлением на рынке более совершенных изделий и так далее.
Если одностороннее расторжение Госконтракта Заказчиком повлекло за собой и расторжение договора поставки, заключенного на основе Госконтракта, то убытки покупателя, также возмещаются Заказчиком.
Напоминаем, что статьей 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного Госконтрактом, поставщик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Госконтрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Госконтрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Торговля. Энциклопедия.