3.5. Транспортно-экспедиционные услуги

При ведении бизнеса субъектам хозяйственной деятельности часто приходится сталкиваться с перевозкой грузов - те фирмы, у кого имеется собственный или арендованный транспорт, как правило, осуществляют перевозку собственными силами, если же такая возможность отсутствует - то обращаются к профессиональным перевозчикам. Традиционно для этих целей используется договор перевозки, правовые основы которого установлены главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В том случае, если помимо собственно транспортных услуг грузоотправителю или грузополучателю требуется выполнение каких-то дополнительных услуг, например таких, как сопровождение груза, выгрузка и перегрузка его на другие виды транспорта, таможенное оформление и так далее, то заказчики обращаются к фирмам, осуществляющим транспортно-экспедиционную деятельность.
Оказание транспортно-экспедиционных услуг в настоящее время регулируется главой 41 "Транспортная экспедиция" ГК РФ и Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ), а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 года N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Правила).
Как следует из статьи 1 Закона N 87-ФЗ, под транспортно-экспедиционной деятельностью понимается оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению документов, необходимых для осуществления перевозок.
Транспортно-экспедиционные услуги оказываются на основании договора транспортной экспедиции, правовые основы которого, как уже было отмечено, установлены главой 41 ГК РФ.
Как следует из пункта 1 статьи 801 ГК РФ, сторонами договора транспортной экспедиции выступают клиент (грузоотправитель или грузополучатель) и экспедитор, который за вознаграждение и за счет другой стороны обязан выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, определенных договором.
То есть сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент, причем в качестве клиента могут выступать не только юридические, но и физические лица (граждане).
Предметом договора транспортной экспедиции обычно выступают услуги, непосредственно связанные с перевозкой груза, а именно:
организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
заключение экспедитором от имени клиента или от своего имени договора перевозки груза;
организация отправки и получения груза, а также другие услуги, связанные с перевозкой.
Вместе с тем экспедитор может оказывать клиенту и дополнительные услуги, например получать документы, требующиеся для экспорта или импорта товаров, выполнять таможенные процедуры, затаривать, маркировать груз, проверять его количество и состояние, осуществлять погрузо-разгрузочные работы, оплачивать пошлины, сборы и расходы, возлагаемые на клиента и так далее. Однако оказание экспедитором дополнительных услуг должно быть предусмотрено в договоре.
Как следует из статьи 801 ГК РФ, экспедитор может самостоятельно осуществлять перевозку груза, а может заключать договор перевозки с транспортными организациями, причем при этом он может выступать либо от своего имени, либо от имени клиента.
Если в соответствии с договором транспортной экспедиции перевозка груза осуществляется третьим лицом, на основании заключенного экспедитором договора, то деятельность экспедитора рассматривается как посредническая. О том, что в этом случае к договору транспортной экспедиции могут применяться правила о договоре комиссии, агентирования и договоре поручения, сказано в Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 12 марта 2002 года N 02-11/11705 и УФНС Российской Федерации по городу Москве от 5 апреля 2005 года N 20-12/22797.
Вместе с тем, некоторые специалисты не согласны с такой точкой зрения, есть и правоприменительная практика, указывающая на то, что договор транспортной экспедиции не может рассматриваться в качестве посреднического договора. Так, например, именно такое решение приняли судьи в Постановлении ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 18 июня 2004 года по делу N А56-20147/03.

Обратите внимание!
При заключении договора транспортной экспедиции, следует иметь в виду что неоднозначность трактовки правовой квалификации договора транспортной экспедиции, условиями которого предусмотрена обязанность экспедитора заключать договора с третьими лицами от своего имени, или от имени клиента, связана с повышенными налоговыми рисками, как для самого экспедитора, так и для его клиента.
Поэтому, по мнению автора, квалифицировать такой договор как посреднический можно только в том случае, если услуги, оказываемые экспедитором в рамках договора экспедиции, рассматриваются Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), как посреднические. На это указывает и Минфин Российской Федерации в своем Письме от 16 октября 2000 года N 04-02-05/2.
Так как договор транспортной экспедиции является двухсторонним договором, то права и обязанности возникают у обеих сторон договора.
По договору транспортной экспедиции клиент имеет право:
выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
Сдавать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.
В обязанности клиента входит предоставление экспедитору всех документов, необходимых для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля, а также полной, точной и достоверной информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной другой информации, необходимой для исполнения экспедитором договорных обязанностей (статья 804 ГК РФ, статья 5 Закона N 87-ФЗ).
Помимо этого клиент за услуги, оказанные экспедитором, обязан выплатить последнему вознаграждение в порядке, предусмотренном договором и возместить ему расходы, осуществленные в его интересах.
В обязанности экспедитора входит оказание услуг в соответствии с указаниями клиента, поэтому любое отступление от условий договора экспедитор обязан согласовывать с клиентом.
Если клиентом выступает физическое лицо (гражданин), то до заключения договора экспедитор обязан предоставить клиенту всю информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N 87-ФЗ в обязанности экспедитора входит выдача клиенту документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции и передачу оригиналов договоров, заключенных экспедитором от имени клиента с третьими лицами. Следует иметь в виду что заключать от имени клиента договор страхования груза экспедитор вправе только при условии, что это прямо предусмотрено договором.
Объем прав экспедитора установлен статьей 3 Закона N 87-ФЗ. Так, в случае отсутствия возможности предварительного согласования отступлений от указаний клиента или отсутствия ответа на свой запрос в течение суток, экспедитор вправе в интересах клиента отступить от его указаний, правда, уведомить клиента о допущенных отступлениях он должен при первой же возможности.
Кроме того, если иное не установлено договором, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов. Причем, в этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества, он же несет ответственность за возникшую порчу груза.
Экспедитор имеет право проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции. Следует иметь в виду что обязанность экспедитора по оказанию услуг является встречной по отношению к обязанности клиента о предоставлении документов и необходимой информации. Иначе говоря, до предоставления клиентом всего объема информации экспедитор вправе не приступать к исполнению договора.
Статьей 802 ГК РФ определено, что договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. В случае, когда экспедитору для исполнения своих обязанностей необходима доверенность, она должна быть выдана клиентом (пункт 2 статьи 802 ГК РФ).
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с пунктом 7 Правил неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются следующие экспедиторские документы:
поручение экспедитору;
экспедиторская расписка;
складская расписка.
Формы указанных документов и порядок их оформления утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от 11 февраля 2008 года N 23 "Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов" (далее - Приказ N 23).
Несмотря на то, что Приказ N 23 вступил в силу с 25 апреля 2008 года, по мнению автора, на порядке их заполнения следует остановиться несколько подробнее.
Во-первых, отметим, что все перечисленные виды экспедиторских документов заполняются на бланках, изготовленных типографским способом или с помощью компьютерной техники. Заполнять их можно как вручную (шариковой ручкой с пастой черного или синего цвета), так и на компьютере. Заполнение строк, в которых указывается информация об участниках договора транспортной экспедиции, является обязательным. Строки, касающиеся информации о грузе заполняются в зависимости от характера (свойств) груза.
Обращаем ваше внимание, что все заполненные бланки экспедиторских документов должны содержать достоверные и полные данные о грузе.
1. "Поручение экспедитору" представляет собой документ, в котором, фактически определяется перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции.
"Поручение экспедитору" заполняется клиентом в двух экземплярах, оригинал передается экспедитору, причем может заполняться как на однократное, так и на систематическое оказание экспедиторских услуг.
Согласно порядку заполнения экспедиторских документов бланк "Поручение экспедитору" содержит следующие строки:
строка 1 "Дата" - указывается дата выдачи поручения экспедитору;
строка 2 "Номер" - указывается номер, присвоенный поручению экспедитора клиентом;
по строкам 3, 4, 5 и 6 - "Грузоотправитель", "Клиент", "Грузополучатель" и "Экспедитор" - указывается полное фирменное наименование и местонахождение организации или фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;
строка 7 "Уведомить сторону о прибытии груза" - указывается отметка о необходимости уведомления грузоотправителя или клиента о прибытии груза (заполняется также в случае, если имеется необходимость известить о прибытии груза иное лицо, кроме грузополучателя, при этом указывается его фирменное наименование и местонахождение);
строка 8 "Страна происхождения груза" - указывается название страны, где был произведен груз;
строка 9 "Грузы, готовые к отправке, место, дата" - указывается наименование груза, точный адрес его нахождения, а также дата готовности груза к отгрузке;
строка 10 "Вид транспорта" - указывается вид транспорта, на котором предполагается осуществить перевозку груза;
строка 11 "Пункт назначения" - указывается адрес (пункт) доставки груза;
строка 12 "Страхование" - указывается номер и дата страхового полиса, полное фирменное наименование страховой компании (страховщика), местонахождение, а также формулировка условий страхования, касающихся конкретной отгрузки (заполняется по усмотрению клиента);
строка 13 "Товарный код" - указывается опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей;
строка 14 "Маркировка" - указывается маркировка груза в соответствии с законодательством Российской Федерации;
строка 15 "Количество мест, вид упаковки" - указывается количество грузовых мест, а также, каким способом груз будет доставляться (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и так далее);
строка 16 "Вес брутто, нетто" - указывается вес груза с упаковкой и без нее;
строка 17 "Объем" - указывается объем груза;
строка 18 "Стоимость" - указывается стоимость груза в соответствии с платежными документами (заполняется по усмотрению клиента);
строка 19 "Размер упаковки" - указываются габариты каждой упаковки и ее вес;
строка 20 "Требуемые документы" - указывается перечень документов, приложенных к поручению экспедитора, необходимых для перевозки груза;
строка 21 "Особые отметки" - указывается дополнительная информация о грузе, в том числе об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза;
строка 22 "Подпись клиента" - проставляется личная подпись клиента или его уполномоченного лица с расшифровкой (фамилия, имя, отчество).
2. "Экспедиторская расписка" является документом, подтверждающим факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. Заполняется экспедитором в двух экземплярах - оригинал вручается клиенту (грузоотправителю).
Согласно порядку заполнения экспедиторских документов бланк "Экспедиторская расписка" содержит следующие строки:
строка 1 "Дата" - указывается дата выдачи экспедиторской расписки;
строка 2 "Номер" - указывается номер, присвоенный экспедиторской расписке экспедитором;
строки 3, 4 и 5 - "Грузоотправитель", "Клиент" и "Экспедитор" - указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;
строка 6 "Страна происхождения товара" - указывается название страны, где был произведен груз;
строка 7 "Товарный код" - указывается опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей;
строка 8 "Маркировка" - указывается маркировка груза в соответствии с законодательством Российской Федерации;
строка 9 "Количество мест, вид упаковки" - указывается количество грузовых мест, а также, каким способом груз будет доставляться (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и так далее);
строка 10 "Вес брутто, нетто" - указывается вес груза с упаковкой и без нее;
строка 11 "Объем" - указывается объем груза;
строка 12 "Стоимость" - указывается стоимость груза в соответствии с платежными документами;
строка 13 "Размер упаковки" - указываются габариты каждой упаковки и ее вес;
строка 14 "Условия" - указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора.
строка 15 "Особые отметки" - указывается дополнительная информация о грузе, в том числе об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза;
строка 16 "Подпись экспедитора" - проставляется личная подпись экспедитора или его уполномоченного лица с ее расшифровкой (фамилия, имя, отчество).
3. "Складская расписка" заполняется экспедитором в случае принятия груза на складское хранение в двух экземплярах - оригинал вручается клиенту.
Согласно порядку заполнения экспедиторских документов бланк "Складская расписка" содержит следующие строки:
строка 1 "Дата" - указывается дата выдачи складской расписки;
строка 2 "Номер" - указывается номер, присвоенный складской расписке экспедитором;
строка 3 и 4 - "Клиент" и "Экспедитор" - указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;
строка 5 "Склад" - указывается местонахождение склада, на который помещается груз для хранения;
строка 6 "Страна происхождения товара" - указывается название страны, где был произведен груз;
строка 7 "Страхование" - указывается номер и дата страхового полиса, полное фирменное наименование страховой компании (страховщика), местонахождение, а также формулировка условий страхования, касающихся конкретной отгрузки (заполняется по усмотрению экспедитора);
строка 8 "Товарный код" - указывается опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей;
строка 9 "Маркировка" - указывается маркировка груза в соответствии с законодательством Российской Федерации;
строка 10 "Количество мест, вид упаковки" - указывается количество грузовых мест, а также, каким способом груз будет доставляться (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и так далее);
строка 11 "Вес брутто, нетто" - указывается вес груза с упаковкой и без нее;
строка 12 "Объем" - указывается объем груза;
строка 13 "Стоимость" - указывается стоимость груза в соответствии с платежными документами (заполняется по усмотрению экспедитора);
строка 14 "Размер упаковки" - указываются габариты каждой упаковки и ее вес;
строка 15 "Условия" - указываются условия приема груза экспедитором на хранение;
строка 16 "Особые отметки" - указывается дополнительная информация о грузе, в том числе об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза;
строка 17 "Подпись экспедитора" - проставляется личная подпись экспедитора или его уполномоченного лица с расшифровкой (фамилия, имя, отчество).
При варианте приобретения услуг экспедитора-посредника, кроме договора транспортной экспедиции и перечисленных видов экспедиторских документов, подтверждением того, что экспедитор оказал услуги клиенту, будет выступать и отчет экспедитора. Несмотря на то, что в отличие от посреднических договоров, действующее гражданское законодательство не выдвигает такого требования к экспедитору, настоятельно рекомендуем подтверждать услуги экспедитора-посредника таким отчетом. В противном случае, могут возникнуть разногласия с проверяющими органами по поводу правовой квалификации договора, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Так как унифицированной формы такого документа не существует, то при заключении договора транспортной экспедиции стороны должны утвердить форму отчета и его содержание. Напоминаем, что в случае отсутствия унифицированных форм документов, организации вправе использовать самостоятельно разработанные формы, главное, чтобы в них содержались реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В отчете экспедитор должен как минимум указать следующую информацию:
суммы, полученные экспедитором для исполнения договора транспортной экспедиции;
суммы, перечисленные перевозчику (третьему лицу) для исполнения договора;
документы, подтверждающие перевозку груза до пункта назначения;
сумму своего вознаграждения.
К отчету экспедитор должен приложить необходимые товарно-транспортные документы, копии договоров на перевозку груза, заключенные с третьими лицами, в случае если договор заключался от имени клиента, то должен предоставляться оригинал договора, копии расчетных документов, счет-фактуру на свои услуги, при условии, что экспедитор является плательщиком НДС. Кроме того, к отчету необходимо приложить документы, подтверждающие расходы экспедитора, осуществленные им в интересах клиента и подлежащие возмещению.
Бухгалтерский учет операций по договору транспортной экспедиции, заключенному по схеме посреднического договора зависит от того, от чьего имени экспедитор заключает договор перевозки груза - от своего имени или от имени клиента. Если договор заключен экспедитором от своего имени, то применяется схема, аналогичная отражению операций по договору комиссии (агентирования), если же сделка оформлена от имени клиента, то используется схема договора поручения (агентирования).
Сумма вознаграждения, уплаченная экспедитору в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" представляет для клиента расходы по обычным видам деятельности.
Если речь идет о торговой организации, привлекающей экспедитора для доставки товара покупателю, то услуги за транспортно-экспедиционное обслуживание включаются в состав расходов на продажу. Если же договор транспортной экспедиции заключается с целью доставки товара на склад продавца, то транспортно-экспедиционные услуги будут формировать фактическую стоимость товарных запасов на основании пункта 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01".
Если стороны договора транспортной экспедиции являются налогоплательщиками НДС, то при выставлении счетов-фактур ими используется порядок, изложенный в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02. 12.2000 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года N 451).

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Торговля. Энциклопедия.