1.4.9. Охрана здоровья работников и покупателей

Охрана труда: Обязательные медицинские осмотры.
В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные медицинские осмотры (обследования).
Эти категории работников проходят предварительный (при поступлении на работу) и периодические осмотры в целях определения пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)" (далее - Порядок N 83).
В соответствии с частью 6 статьи 213 ТК РФ работодатель обязан за счет собственных средств обеспечить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские обследования сотрудников.
Перечень приложений к Приказу Минздрава Российской Федерации N 83:
Приложение N 1 "Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)";
Приложение N 2 "Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)";
Приложение N 3 "Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
В Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, влияющих на здоровье работников в процессе труда (Приложение N 1), включены:
- химические факторы: химические вещества, обладающие выраженными особенностями действия на организм (аллергены, канцерогены, вещества опасные при воздействии на репродуктивную функцию и многие другие); вещества и соединения, объединенные химической структурой (алюминий, его сплавы и неорганические соединения, бериллий и его соединения, бор и его соединения и так далее); сложные химические смеси, композиции, химические вещества определенного назначения (красители и пигменты органические, пестициды, полиамиды);
- биологические факторы (ферментные препараты, биостимуляторы, биологические токсины);
- физические факторы (ионизирующие излучения, ультрафиолетовое излучение, производственная вибрация, производственный шум, ультразвук);
- факторы трудового процесса (физические перегрузки при подъеме и перемещении груза вручную, зрительно напряженные работы, перенапряжение голосового аппарата, обусловленное профессиональной деятельностью).
В Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение N 2), включены, в том числе:
- работы по непосредственному управлению транспортными средствами;
- работы в организациях пищевой промышленности, базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами;
- работы в организациях общественного питания.
Согласно пункту 3 Порядка N 83 периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью:
динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска;
выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года. Лица, не достигшие возраста 21 года, обязаны проходить периодические медицинские осмотры ежегодно.
В соответствии с медицинскими рекомендациями или по заключению территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вышеназванные работники могут проходить периодические медосмотры (обследования) досрочно. Необходимость прохождения внеочередного медицинского осмотра (обследования) должно быть обосновано в направлении.
Работники, деятельность которых связана с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, а также работающие в условиях повышенной опасности, обязаны проходить психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов работ и деятельности, связанных с источником повышенной опасности, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Порядок проведения обязательного психиатрического освидетельствования определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности".
Работодатель должен определить контингент и составить поименный список лиц, подлежащих для периодического медицинского осмотра (обследования), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников. После согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направить список сотрудников за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).
На основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), медицинская организация обязана утвердить совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).
На основании пункта 9 Порядка N 83 руководитель медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии.
Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы на основании действующих нормативных правовых актов.
Пункт 10 Порядка N 83 предусматривает выдачу работодателем работнику направления для прохождения предварительного медицинского осмотра с указанием вредных, опасных производственных факторов и работ. Выдача направления подтверждает выполнение работодателем своей обязанности обеспечения прохождения работниками медицинского осмотра, а также неличный характер оказываемых медицинским учреждением услуг.
Если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.
Медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, и по их итогам составляет заключительный акт.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ различают следующие виды медицинских осмотров:
предварительные - такой медосмотр проходят лица, принимаемые на работу;
периодические - проведение таких медосмотров осуществляется в период трудовой деятельности работников организации;
внеочередные, которые производятся либо по просьбе работников, либо по инициативе работодателя.
Несмотря на то что оказание торговых услуг нельзя считать "вредным" производством, требование статьи 213 ТК РФ об обязательном прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров распространяется и на персонал торговых фирм. Медосмотры работников торговых организаций проводятся в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Помимо собственно ТК РФ, эта обязанность работников торговли закреплена пунктом 19 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых производится предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)".
Этого же требуют и "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 года N 23 "О введении в действии санитарных правил" (далее - Правила). Как следует из раздела 13 указанных Правил, лица, поступающие на работу в торговые организации, проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию. На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации. Форма личной медицинской книжки сотрудника утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте".

Обратите внимание!
Как следует из пункта 1.1 Приказа Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте", личные медицинские книжки должны иметь только те работники торговых организаций, деятельность которых непосредственно связана с хранением, транспортировкой и реализацией товаров. Если трудовые обязанности сотрудника торговой компании не связаны с указанными видами деятельности (например, бухгалтер), то личная медицинская книжка на такого работника не оформляется.
Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров также утвержден Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых производятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)", в соответствии с которым указанные медосмотры проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности. Порядок проведения предварительных и периодических медосмотров следующий.
Торговая организация определяет круг лиц, которые в обязательном порядке должны проходить медосмотр и направляет поименный список сотрудников в медицинскую организацию, с которой у нее заключен договор на прохождение медицинских осмотров. Причем сделать это нужно за два месяца до начала проведения медосмотра.
Медицинская организация на основании полученных данных совместно с торговой фирмой определяет сроки проведения медосмотра.
Работники торговой фирмы, прибывшие на медосмотр, предъявляют в медицинскую организацию направление, выданное работодателем, документ, подтверждающий личность работника (паспорт), амбулаторную карту или выписку из нее с результатами предыдущих медосмотров. Заключение медкомиссии и результаты медосмотра как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров. В течение 30 дней после прохождения медосмотра медицинская организация выдает торговой организации заключительный акт о результатах проведенного обследования.
Расходы на прохождение предварительных и периодических медосмотров работников несет работодатель. Обращаем ваше внимание, что лицам, направленным на прохождение медицинского осмотра, ТК РФ предоставляет следующие гарантии:
время прохождения медосмотра включается в стаж работы, дающий право работнику на ежегодный оплачиваемый отпуск (статья 121 ТК РФ);
за время прохождения медосмотра работник не может быть уволен или переведен на другую должность, то есть за ним сохраняется место работы (должность) (статья 212 ТК РФ);
на время прохождения медицинского осмотра за работником сохраняется средний заработок (статья 185 ТК РФ).

Обратите внимание!
С 6 января 2008 года особенности порядка исчисления среднего заработка установлены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922.

Порядок отражения расходов на прохождение медосмотров в бухгалтерском учете торговой организации.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 33н (далее - ПБУ 10/99).
В соответствии с нормами указанного бухгалтерского стандарта расходы торговой фирмы на проведение медосмотров работников принимаются к бухгалтерскому учету в полном объеме и отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности. Это вытекает из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99.
В соответствии с пунктом 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете торговой организации только при одновременном выполнении следующих условий:
расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
сумма расхода может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Если хотя бы одно условие не выполнено, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность. Порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен пунктом 18 ПБУ 10/99 - расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Датой признания в бухгалтерском учете расходов на проведение медосмотров является день представления заключительного акта медицинской организацией.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года N 94н, для отражения расходов по обычным видам деятельности у организаций торговли предусмотрен счет 44 "Расходы на продажу". По дебету указанного счета отражаются суммы произведенных торговой фирмой расходов, связанных с продажей товаров, которые в дальнейшем списываются в полном объеме в дебет счета 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж". Исключением являются лишь суммы транспортных расходов, списание которых производится частично - расходы на транспортировку распределяются между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.
В бухгалтерском учете отражение расходов на медосмотр производится при помощи следующих записей:
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - расходы на проведение медосмотра учтены в составе расходов на продажу;
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - включена в состав расходов на продажу сумма среднего заработка, начисленного работникам за время прохождения медосмотра;
Дебет 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44 "Расходы на продажу" - расходы организации на прохождение медосмотра списаны на себестоимость проданных товаров.
Расходы на прохождение медосмотра в налоговом учете торговой организации.
Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров торгового персонала является одной из обязанностей торговой фирмы по обеспечению безопасных условий и охраны труда своих работников, возложенных на нее статьей 212 ТК РФ.
Поэтому расходы на проведение медицинских осмотров в налоговом учете учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Датой признания таких расходов в налоговом учете для торговой организации, использующей в целях налогового учета метод начисления, признается в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ дата представления медицинской организацией заключительного акта о проведенном обследовании персонала.
Аналогичную точку зрения по поводу признания в налоговом учете расходов на проведение обязательных медицинских обследований занимает и Минфин Российской Федерации, о чем свидетельствует Письмо Минфина Российской Федерации от 7 августа 2007 года N 03-03-06/1/543.
Напоминаем, что для целей налогообложения расходы на проведение медосмотров должны удовлетворять критериям статьи 252 НК РФ.
Обращаем ваше внимание, что сумма среднего заработка, сохраняемого за сотрудниками на период прохождения медосмотра, может быть учтена как в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ, так и отнесена в состав расходов налогоплательщика на оплату труда (статья 255 НК РФ). Если некоторые расходы, произведенные налогоплательщиком, с равными основаниями могут быть отнесены к нескольким группам расходов, то в этом случае налогоплательщик вправе самостоятельно определить, в составе каких расходов он будет учитывать данные расходы. Такое право ему предоставляет пункт 4 статьи 252 НК РФ.
По поводу проведения предварительных медицинских осмотров работников, принимаемых на работу, нужно отметить один нюанс. Расходы организации на проведение такого медосмотра могут быть учтены и в качестве расходов на подбор кадров на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Напоминаем, что прохождение и предварительных, и периодических медосмотров осуществляется за счет работодателя, поэтому торговая организация должна компенсировать физическому лицу данные расходы, даже если заключение трудового договора не состоялось по каким-либо причинам. Однако в такой ситуации существует определенный налоговый риск, что при проверке проверяющие снимут расходы на предварительный медосмотр сотрудников, с которыми у фирмы не были заключены трудовые договоры, из состава расходов, учитываемых при налогообложении.
Однако у налогоплательщика в такой ситуации есть шанс отстоять свою правоту в суде. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 6 августа 2005 года, 30 августа 2005 года по делу N КА-А40/7275-05-1,2 арбитры указали, что признание подобных расходов в целях налогообложения не зависит от факта приема потенциального сотрудника на работу, так как НК РФ не выдвигает такого требования к налогоплательщику.
Аналогичная позиция была изложена в Письме Минфина РФ от 7 августа 2007 года N 03-03-06/1/543.

Компенсации работникам, направляемым на медицинский осмотр (обследование).
Обязанность работников проходить в установленном порядке медицинское освидетельствование при поступлении на работу предусмотрена Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 14 марта 1996 года N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".
Статьей 219 ТК РФ предусмотрено право работника на внеочередные медицинские осмотры (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Обратите внимание!
Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, является обязанностью работника, а не его правом (статья 214 ТК РФ).
Если работник уклоняется от прохождения медосмотров, то работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе). В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется (статья 76 ТК РФ).
Если работодатель не обеспечил своевременного прохождения обязательного медицинского осмотра работникам, то его можно привлечь к административной ответственности. Согласно статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от ста до пятисот рублей;
- на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 185 ТК РФ предусматривает гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр (обследование), согласно которой на время прохождения медицинского осмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы.

Обязанность прохождения медицинского осмотра работниками торговли.
В соответствии со статьей 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Обязанность работников торговли проходить медицинские осмотры предусмотрена пунктом 19 Приказа N 83. Такое же требование установлено и Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 года N 23 "О введении в действие санитарных правил" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13.1 Правил лица, поступающие на работу в организации торговли, обязаны проходить медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.
Как было отмечено выше, порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров утвержден Приказом N 83. В соответствии с пунктом 5 Приказа N 83 предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
Перед прохождением предварительных и периодических медосмотров торговая организация определяет круг лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), и составляет поименный список таких лиц, который направляет в медицинское учреждение, с которым заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований). Отметим, что сделать это необходимо за два месяца до начала проведения медосмотра.
Согласно пункту 8 Приказа N 83 медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), утверждает совместно с торговой фирмой календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).
Работник торговой организации для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет в медицинское учреждение следующие документы:
- направление на медосмотр, выданное работодателем;
- паспорт или другой документ, его заменяющий;
- амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ.
Заключение медкомиссии, результаты медосмотра и выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров. В течение 30 дней после прохождения медосмотра медицинское учреждение выдает торговой фирме заключительный акт о результатах проведенного обследования.
Рассмотрим порядок отражения расходов на прохождение медосмотра в налоговом учете организации.

НДФЛ.
Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение, которыми у него возникло (пункт 1 статьи 210 НК РФ).
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, приведен в статье 217 НК РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Следовательно, расходы на медицинские осмотры, произведенные в целях охраны труда, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Порядок налогообложения ЕСН компенсации работникам, направленным на медицинский осмотр (обследование).
В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
К компенсационным выплатам, связанным с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, можно отнести расходы по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу, в случае приема на работу) и периодических (в течение действия трудового договора) медицинских осмотров (обследований) работников, оплаченные организацией в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами (включая медицинские осмотры работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта).
Таким образом, вышеуказанные компенсационные выплаты не подлежат обложению единым социальным налогом. На это также указано в Письме Минфина Российской Федерации от 5 марта 2005 года N 03-03-01-04/1/100.
Аналогичную позицию налогоплательщика поддержали и суды в своем Постановлении ФАС Поволжского округа от 16 февраля 2009 года по делу N А55-9496/2008
На суммы указанных выплат не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 184 "Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" данные выплаты не облагаются взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
О порядке налогообложения налогом на прибыль расходов на проведение обязательных медицинских осмотров даны разъяснения в Письмах Минфина Российской Федерации от 7 августа 2007 года N 03-03-06/1/543, от 5 марта 2005 года N 03-03-01-04/1/100, в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 16 августа 2006 года N 20-12/72394.
Аналогичная позиция встречается и в более поздних разъяснениях финансового ведомства, а в частности, в Письме Минфина РФ от 7 августа 2007 года N 03-03-06/1/543.
Согласно разъяснениям Минфина Российской Федерации расходы на проведение обязательных медицинских осмотров, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития Российской Федерации или Минздрава Российской Федерации, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
При этом указанные затраты должны быть документально подтверждены, экономически обоснованны и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
Аналогичные выводы сделаны и судебными органами в Постановлении ФАС Поволжского округа от 17 февраля 2005 года по делу N А55-10635/04-34, а также в Постановлении ФАС Московского округа от 1 октября 2008 года N КА-А40/9241-08 по делу N А40-2101/08-109-5
Отметим, что сумма среднего заработка, сохраняемого за работником в период прохождения медосмотра, может быть учтена налогоплательщиком как в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ, так и в составе расходов на оплату труда на основании статьи 255 НК РФ. Если некоторые расходы, произведенные налогоплательщиком, с равными основаниями могут быть отнесены к нескольким группам расходов, то в этом случае налогоплательщик вправе самостоятельно определить, в составе каких расходов он будет учитывать данные расходы (пункта 4 статьи 252 НК РФ).
Расходы на проведение предварительных медицинских осмотров работников, принимаемых на работу, могут быть учтены в составе расходов на подбор кадров согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Если прохождение медицинских осмотров (обследований) не является для работников обязательным, то такие расходы не учитываются при налогообложении прибыли (Письмо Минфина Российской Федерации от 5 марта 2005 года N 03-03-01-04/1/100, Письмо УФНС Российской Федерации по городу Москве от 4 августа 2006 года N 09-14/069136).
Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 января 2007 года N А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1 по делу N А33-32437/05. Так, в нем сказано, поскольку для работников бухгалтерии не предусмотрено обязательное проведение медосмотров, то расходы на их проведение по инициативе работодателя не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Ответственность работодателя при невыплате компенсаций работникам, направляемым на медицинский осмотр (обследование).
Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Согласно данной статье при нарушении работодателем:
- установленного срока выплаты заработной платы;
- оплаты отпуска;
- выплат при увольнении;
- других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты денежной компенсации возникает у работодателя независимо от наличия его вины.
При этом согласно статье 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора должна доказать размер причиненного ей ущерба.
Более того, статьей 237 ТК РФ предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного работнику. Моральный вред, причиненный работнику работодателем (неправомерными действиями или бездействием), возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае же возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения устанавливаются судом.
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ. Согласно пункту 1 данной статьи нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Пунктом 2 статьи 5.27 КоАП РФ установлено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше 2 месяцев предусмотрена статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем - физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается:
- штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
- или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
- или лишением свободы на срок до 2 лет (пункт 1 статьи 145.1 УК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 145.1 УК РФ то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается:
- штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
- или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности;
- или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Медицинская книжка работника торговли.
Право каждого гражданина на охрану здоровья закреплено в статье 41 Конституции Российской Федерации. В целях реализации данного права был принят Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Как указано в статье 11 Закона N 52-ФЗ, одной из обязанностей торговых организаций является выполнение требований санитарного законодательства, в частности, наличие личных медицинских книжек у работников торговых компаний.
Напомним, что на основании статьи 34 Закона N 52-ФЗ, статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники торговых организаций обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. Аналогичное требование содержится и в "Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 года N 23 "О введении в действие санитарных правил" (далее - Правила). Как следует из раздела 13 указанных Правил, лица, поступающие на работу в торговые организации, проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию. На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.
Пунктом 6 статьи 34 Закона N 52-ФЗ установлено, что порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В настоящий момент в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" органом, за которым закреплены полномочия по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства, выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Форма личной медицинской книжки утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте". Этим же Приказом определено, что изготовление бланков личных медицинских книжек осуществляет Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Информационно-методический центр "Экспертиза". Оно же обеспечивает центры гигиены и эпидемиологии, выдающими личные медицинские книжки по итогам прохождения медицинских осмотров, бланками медицинских книжек и специальными голограммами, а также осуществляет ведение реестра выданных медицинских книжек.
Как следует из пункта 1.1 Приказа Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте", личные медицинские книжки должны иметь только те работники торговых организаций, деятельность которых непосредственно связана с хранением, транспортировкой и реализацией товаров. Если трудовые обязанности сотрудника торговой компании не связаны с указанными видами деятельности (например, бухгалтер), то личная медицинская книжка на такого работника не оформляется.
Согласно форме личной медицинской книжки в ней указываются следующие сведения:
1) наименование организации Роспотребнадзора, выдавшей медицинскую книжку;
2) подпись руководителя организации Роспотребнадзора, выдавшей медицинскую книжку и расшифровка его подписи;
3) дата выдачи личной медицинской книжки;
4) сведения о владельце личной медицинской книжки, в том числе Ф.И.О. физического лица, год рождения, домашний адрес, должность и личная подпись владельца медицинской книжки;
5) наименование работодателя (указывается либо организация, либо индивидуальный предприниматель);
6) отметки о переходе на работу в другие организации;
7) отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях;
8) отметки о профилактических прививках;
9) заключение врача о допуске к работе по результатам медицинского обследования;
10) результаты обследования на туберкулез;
11) результаты исследования на носительство возбудителей кишечных инфекционных заболеваний;
12) результаты лабораторных исследований и осмотра дерматовенеролога;
13) результаты исследования на гельминтозы;
14) результаты исследования на носительство возбудителей дифтерии;
15) результаты исследования на носительство патогенного стафилококка;
16) профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация;
17) отметка о предупреждении при нарушении санитарных норм и правил.
Как правило, при оформлении личной медицинской книжки физическое лицо обращается с заявлением в центр гигиены и эпидемиологии, выдающий медицинские книжки о выдаче и регистрации личной медицинской книжки. Кроме этого, необходимо предоставить фотографию размером 3х4 см и паспорт, после чего нужно пройти медицинское освидетельствование, гигиеническое обучение и аттестацию.
Обращаем ваше внимание, что финансирование мероприятий по прохождению предварительных, периодических медосмотров, гигиенической подготовки и аттестации работников, а следовательно, и оплата оформления личной медицинской книжки статьей 213 ТК РФ возложено на работодателя. Поэтому даже если потенциальный работник торговой организации, получив личную медицинскую книжку, оплаченную работодателем, не заключил в дальнейшем с организацией трудового договора, заставить его "отрабатывать" расходы, осуществленные работодателем, нельзя, так как ТК РФ не предусматривает возможности взыскания с потенциального работника убытков, причиненных незаключением трудового договора.
Несмотря на то что оформленная личная книжка выдается работнику, он ее обязан передать на хранение работодателю. Нахождение медицинских книжек "на руках" у работников допускается только в исключительных случаях, например, продавцу отдаленной торговой точки при мелкорозничной торговле и тому подобное. Если при проверке торговой организации выяснится, что к работе допущен продавец, не имеющий личной медицинской книжки (или истек срок аттестации), то избежать штрафных санкций вряд ли удастся.
Напоминаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров с нарушением санитарных правил влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров или без таковой;
на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой;
на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.
При увольнении работника работодатель обязан вернуть личную медицинскую книжку владельцу - физическому лицу.

Гигиеническое обучение работников торговли.
Право на охрану здоровья человека закреплено частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации. В целях реализации этого конституционного права был принят Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии со статьей 11 которого торговые организации обязаны осуществлять гигиеническое обучение своих работников.
Кроме того, аналогичное требование для работников торговых фирм вытекает из пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", а также непосредственно из "Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 года N 23 "О введении в действие санитарных правил" (далее - СП 2.3.6.1066-01).
Как следует из раздела 13 СП 2.3.6.1066-01, лица, поступающие на работу в торговые организации, проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию. На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации. Форма личной медицинской книжки сотрудника утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте".

Обратите внимание!
Как следует из пункта 1.1 Приказа Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте", личные медицинские книжки должны иметь только те работники торговых организаций, деятельность которых непосредственно связана с хранением, транспортировкой и реализацией товаров (продавцы, водители, грузчики и так далее). Если трудовые обязанности сотрудника торговой компании не связаны с указанными видами деятельности (например, бухгалтер или менеджер), то личная медицинская книжка на такого работника не оформляется.
Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, определен Инструкцией, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 29 июня 2000 года N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организации" (далее - Инструкция N 229). Этим же приказом утверждена форма "Журнала регистрации результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций", а также образец штампа для внесения результата профессиональной гигиенической аттестации в личную медицинскую книжку работника.
Как следует из Инструкции N 229, первичное прохождение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации осуществляется потенциальным работником при его трудоустройстве в торговую компанию. Причем гигиеническое обучение проводится после прохождения физическим лицом предварительного медицинского освидетельствования и внесения результатов медосмотра в личную медицинскую книжку. В дальнейшем периодичность прохождения профессиональной гигиенической подготовки работников торговых фирм зависит от того, к какой категории работников относятся лица, обязанные проходить гигиеническое обучение:
если деятельность работника торговой организации связана с хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания или питания дошкольников, то проходить гигиеническое обучение он должен ежегодно;
остальные категории работников торговли проходят гигиеническое обучение и аттестацию раз в два года.
Для прохождения гигиенического обучения руководитель торговой организации должен составить поименный список работников торговой фирмы, которые в предстоящем году должны пройти соответствующее обучение и аттестацию, и направить его не позднее 1 февраля текущего года в соответствующий центр госсанэпиднадзора на согласование. Список сотрудников представляется одновременно с проектом плана подготовки. После согласования план проведения подготовки утверждается руководителем торговой компании.
Профессиональная гигиеническая подготовка осуществляется по дифференцированным программам и методическим материалам, утвержденным Департаментом Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации. Как следует из Инструкции N 229, гигиеническое обучение может проводиться:
по очной форме обучения (6-12-часовые программы);
по очно-заочной форме. При такой форме обучения очная часть программы должна составлять не менее 4 часов, а самостоятельная подготовка осуществляется на основании методических материалов с консультацией специалистов;
по заочной форме. Данная форма обучения предполагает самостоятельную подготовку по предлагаемым методическим материалам.
Профессиональная гигиеническая подготовка проводится либо на базе организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию работников, либо непосредственно в самой торговой организации. Последний вариант проведения обучения возможен при условии, что количество лиц, проходящих профессиональную гигиеническую подготовку, составляет не менее 10 человек, и торговая фирма может предоставить помещение для занятий.
Аттестация работников по результатам проведенной подготовки проводится непосредственно в центре госсанэпиднадзора либо в виде теста, либо в форме собеседования. Если результаты аттестации положительные, то отметка о прохождении аттестации вносится в личную медицинскую книжку работника и защищается специальной голограммой.
Если же работник не смог пройти аттестацию, то отметка об этом не вносится в личную медицинскую книжку. Неаттестованный работник направляется на повторную гигиеническую подготовку по очной форме обучения, но не ранее, чем через неделю. Если повторные результаты аттестации также не удовлетворительны, то центр госсанэпиднадзора обязан уведомить об этом руководителя торговой организации.

Отражение расходов на гигиеническое обучение сотрудников в бухгалтерском и налоговом учете торговой организации.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99", утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 33н (далее - ПБУ 10/99).
В соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 расходы торговой фирмы, связанные с приобретением и продажей товаров, признаются расходами по обычным видам деятельности.
В соответствии с пунктом 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете торговой организации только при одновременном выполнении следующих условий:
расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
сумма расхода может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Если хотя бы одно условие не выполнено, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность. Порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен пунктом 18 ПБУ 10/99 - расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
Таким образом, расходы на проведение гигиенического обучения и аттестации работников являются расходами по обычным видам деятельности, признаются в учете после фактического оказания услуг по обучению и принимаются к учету в сумме равной оплате по договору, заключенному между торговой фирмой и организацией, проводящей обучение и аттестацию.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года N 94н для отражения расходов по обычным видам деятельности у организаций торговли предусмотрен счет 44 "Расходы на продажу". По дебету указанного счета отражаются суммы произведенных торговой фирмой расходов, связанных с продажей товаров, которые в дальнейшем списываются в полном объеме в дебет счета 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж". Исключением являются лишь суммы транспортных расходов, списание которых производится частично - расходы на транспортировку распределяются между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.
В бухгалтерском учете отражение расходов на подготовку и аттестацию сотрудников производится при помощи следующих записей:
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - отражены расходы на гигиеническое обучение и аттестацию сотрудников в составе расходов на продажу;
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 51 "Расчетные счета" - оплачена задолженность организации, проводившей обучение;
Дебет 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44 "Расходы на продажу" - расходы по гигиеническому обучению персонала списаны на себестоимость проданных товаров.

Налогообложение расходов по гигиеническому обучению торгового персонала.
В налоговом учете расходы торговой организации на проведение гигиенического обучения работников, по мнению автора, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). При этом, напоминаем, что расходы в целях налогообложения прибыли должны удовлетворять критериям, установленным статьей 252 НК РФ.
Так как при прохождении гигиенической подготовки и аттестации оплату организации, проводящей обучение, производит организация-работодатель, то сразу возникают вопросы относительно того, возникает ли у торговой организации обязанность по начислению так называемых "зарплатных" налогов - НДФЛ, ЕСН, а также взносов в ПФР.

Налог на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 НК РФ к доходам налогоплательщика (физического лица), полученным в натуральной форме, относятся:
"оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика".
Однако в данном случае расходы по гигиеническому обучению производятся не в интересах работника, а в интересах работодателя -торговой организации, поэтому признать сумму, уплаченную торговой фирмой за гигиеническое обучение работника, его налогооблагаемым доходом нельзя. Следовательно, у торговой организации в отношении выплаченной суммы не возникает как у налогового агента обязанности по исчислению и удержанию с работника суммы НДФЛ.

Единый социальный налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН для торговой организации являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Стоимость обучения, оплаченная торговой организацией за своего сотрудника, не может быть квалифицирована как выплата в пользу физического лица, связанная с выполнением работ или оказанием услуг. Следовательно, у торговой организации не возникает обязанность по начислению ЕСН.
А так как налоговая база по ЕСН и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование совпадают (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), то взносы в ПФР также не начисляются.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Торговля. Энциклопедия.