8.25. Документооборот по упаковке у потребителей

В общепринятом понимании упаковка товара представляет собой вместилище, куда непосредственно помещается товар, то есть, упаковка не может быть отделена от товара до момента его потребления.
Бухгалтерское законодательство не расшифровывает понятие "упаковка". Вместе с тем, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 119н (далее - Методические указания N 119н) определено, что тара однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиленовая и другая, а также мешки бумажные и из полимерных материалов, использованные для упаковки продукции (товаров), как правило, включаются в себестоимость затаренной продукции и отдельно покупателем не оплачиваются.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что упаковка представляет собой тару однократного использования.
Далее мы рассмотрим документооборот по упаковке у потребителей, а также расскажем, какими документами отражается движение упаковки в организации.
Кто же является потребителем упаковки? На первый взгляд может показаться, что потребителями упаковки выступают торговые организации, но это не так, поскольку эти организации осуществляют лишь фасовку товара. Следовательно, говорить о том, что торговые организации являются потребителями упаковки некорректно.
Потребителями упаковки являются организации, выпускающие продукцию, продажа которой без упаковки невозможна. К таким организациям относятся, в частности, производители пищевой продукции, косметических и лекарственных средств.
В большинстве случаев упаковочные материалы (полиэтиленовые пакеты, бутылки, банки, тубы и прочее) приобретаются у других организаций. Затем на упаковочном оборудовании в приобретенную тару затаривается готовая продукция.
Мы уже отметили, что упаковка является тарой однократного использования, следовательно, упаковка представляет собой материально-производственные запасы, учет которых следует вести в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 44н (далее -ПБУ 5/01). Согласно нормам ПБУ 5/01 к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов, комплектующих и тому подобное при производстве продукции, предназначенной для продажи.
Вывод о том, что упаковка входит в состав материально-производственных запасов позволяет сделать и План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года N 94н. Планом счетов для учета материалов предназначен счет 10 "Материалы", к которому рекомендовано открывать субсчета, в частности, субсчет 10-4 "Тара и тарные материалы".
Как вы знаете, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", каждая организация все осуществляемые ею хозяйственные операции обязана подтверждать первичными учетными документами. Это требование является обязательным для всех российских организаций.
Для подтверждения своей деятельности организации обязаны применять унифицированные формы первичной учетной документации, поскольку к бухгалтерскому учету первичные документы принимаются, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если же организацией осуществляются операции, формы документов, для отражения которых не предусмотрены альбомами унифицированных форм, то могут применяться самостоятельно разработанные формы учетных документов. Но и они принимаются к учету лишь в том случае, если содержат все обязательные реквизиты, перечень которых приведен в уже названном нами Федеральном законе от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Для учета движения упаковки следует применять первичные учетные документы, формы которых, утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30 октября 1997 года N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (далее - Постановление N 71а).
Пункт 3 Методических указаний N 119н рекомендует организациям на основе этих указаний разрабатывать внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля использования материалов. В указанных документах могут устанавливаться формы первичных документов по приему, отпуску (расходованию) и перемещению материалов и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота.
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете утверждено Минфином СССР 29 июля 1983 года N 105 (далее -Положение о документообороте).
Документооборот, или движение первичных документов в бухгалтерском учете, регламентируется графиком, работу по составлению которого организует главный бухгалтер и утверждает руководитель организации. График должен предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении, что установлено пунктом 5.3 Положения о документообороте.
Пунктом 5.6 Положения о документообороте установлено, что лица, создавшие и подписавшие первичные учетные документы ответственны за соблюдение графика документооборота, своевременное и качественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете.
Упаковка, принятая от поставщиков, должна быть своевременно принята к учету. При поступлении упаковки проверяется ее ассортимент, количество и качество. Если количественных и качественных расхождений между данными поставщиков и фактическими данными не выявлено, то материально ответственное лицо составляет Приходный ордер (форма N М-4).
В целях сокращения документооборота разрешается приходный ордер не составлять, о чем сказано в пункте 49 Методических указаний N 119н. Вместо этого следует на документе поставщика проставить штамп, содержащий реквизиты приходного ордера. Такой порядок принятия к учету упаковки необходимо закрепить приказом по учетной политике организации.
Нередко упаковка завозится в подразделения, где производится затаривание продукции, минуя склад, что позволяет избежать дополнительных операций по разгрузке. В этом случае в приходно-расходных документах склада и в приходных документах подразделений делается отметка о транзитной выдаче упаковки подразделению. Перечень материально-производственных запасов, которые могут таким образом завозиться в подразделения, должен быть утвержден распорядительным документом организации.
В случае выявления при приемке упаковки несоответствия ассортименту, количеству и качеству, указанных в документах поставщиков, составляется Акт о приемке материалов (форма N М-7), являющийся юридическим основанием для предъявления претензии поставщику. Акт составляется комиссией в присутствии материально ответственного лица и представителя поставщика либо незаинтересованной организации.
Для складского учета упаковки применяется Карточка учета материалов (форма N М-17). Этот документ применяется для учета движения упаковки на складе по каждому сорту, виду размеру и открывается на календарный год. Карточки заполняются на основании приходных ордеров, записи в них делаются в день поступления упаковки на склад.
В организациях, где складской учет материалов ведется с помощью средств вычислительной техники, карточки могут не вестись, что допускает пункт 275 Методических указаний N 119н. Информация, предусмотренная в карточках учета материалов, вносится непосредственно в средства вычислительной техники.
Поскольку упаковка непрерывно используется при изготовлении продукции, для оформления ее выдачи со склада целесообразно применять Лимитно-заборные карты (форма N М-8). Карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование упаковки (один номенклатурный номер).
Один экземпляр карты до начала месяца передается подразделению организации, которое будет получать упаковку, второй экземпляр передается складу. Как правило, карта выписывается на месяц.
Получая упаковку, материально ответственное лицо получателя предъявляет свой экземпляр карты. Складской работник в обоих экземплярах карты указывает дату и количество отпущенной упаковки и определяет остаток лимита.
Когда лимит использован, карты сдаются складом в бухгалтерию организации, тем не менее, все карты за прошлый месяц в соответствии с пунктом 269 Методических указаний N 119н должны быть сданы на склад независимо от использования лимита.
Согласно указаниям по применению и заполнению форм документов, содержащихся в приложении к Постановлению N 71а, в целях сокращения количества первичных документов разрешается оформлять отпуск упаковки в карточках учета материалов (форма N М-17), в них же можно указать и лимит отпуска. При таком варианте учета расходные документы на отпуск упаковки не составляются, а ее выдача со склада производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов. Представитель получателя расписывается в карточке учета материалов, кладовщик расписывается в лимитной карте. Карточка складского учета в этом случае, согласно пункту 109 Методических указаний N 119н, является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичного учетного документа.
Если в организации упаковка готовой продукции производится на нескольких упаковочных линиях одновременно, то упаковка может передаваться от одной линии к другой. Документом, применяемым для учета движения упаковки между структурными подразделениями организации или материально ответственными лицами, является Требование-накладная (форма N М-11). Требование составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, отпускающего упаковку. На основании одного экземпляра упаковка списываются сдающим подразделением, на основании второго - принимаются на учет подразделением, ее получившим. Оформленные требования сдаются в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота.
Следует сказать еще об одном документе, который может применяться при выдаче упаковки со склада. Таким документом является Накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15). Этот первичный документ применяется при передаче упаковки с одного склада организации на другой склад, а также со склада (кладовой) одного подразделения организации на склад (кладовую) другого подразделения организации.
На основании требования формы N М-11 и накладной формы N М-15 производятся записи о выдаче материалов в карточке учета материалов (форма N М-17).
Мы рассмотрели первичные документы, которыми оформляется движение упаковки в организации. Напомним, что первичные учетные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции.
Как вы знаете, в первичных документах по учету материально-производственных запасов содержится такой реквизит, как измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении. Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов, в том числе и упаковки, в соответствии с пунктом 3 ПБУ 5/01 выбирается организацией самостоятельно. При заполнении реквизита "единица измерения" следует руководствоваться "Общероссийским классификатором единиц измерения" ОК 015-94 (МК 002-97), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N 366.
Первичные документы должны быть надлежащим образом оформлены. Согласно пункту 12 Методических указаний N 119 в документах должны быть заполнены все реквизиты, и должны быть соответствующие подписи. В случае отсутствия показателей по каким-либо отдельным реквизитам, соответствующие строки следует прочеркнуть.
Каких-либо жестких норм в части конкретных сроков заполнения отдельных реквизитов в нормативных документах по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов не содержится. По мнению Минфина, содержащемуся в Письме от 7 июня 2002 года N 16-00-14/203 "О правомерности порядка оформления лимитно-заборной карты" организация вправе самостоятельно устанавливать конкретный график документооборота.
Как мы отметили в начале статьи, упаковка учитывается на счете 10 "Материалы", субсчет 10-4 "Тара и тарные материалы".
Приобретение упаковки у поставщиков в бухгалтерском учете организации отражается по дебету субсчета 10-4 в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Если упаковка продукции осуществляется непосредственно в производственных подразделениях организации, то в соответствии с подпунктом "а" пункта 172 Методических указаний N 119н стоимость упаковки относится в дебет счета 20 "Основное производство" с кредита субсчета 10-4.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 33н, расходы организации по приобретению упаковки, используемой для производства продукции, являются материальными затратами и включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.
В целях исчисления налога на прибыль организаций затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и реализуемых товаров, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся к материальным расходам.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Торговля. Энциклопедия.