7.9. Реклама на транспорте

На сегодняшний день широкое распространение получило размещение рекламы на транспортных средствах (автомобилях, автобусах, трамваях, метро и так далее), поэтому у бухгалтеров организаций часто возникают вопросы по поводу правильности их учета в бухгалтерском и налоговом учете.
Порядок размещения рекламы на транспортных средствах регулируется статьей 20 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
Так, согласно части 1 статьи 20 Закона N 38-ФЗ размещение рекламы на транспорте осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
Реклама на транспорте не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.
Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается согласно части 6 статьи 20 Закона N 38-ФЗ.
Обратите внимание, что с 1 января 2007 года использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещено согласно частям 2 статей 20 и 39 Закона N 38-ФЗ.
Так же запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:
специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;
оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
предназначенных для перевозки опасных грузов.
В бухгалтерском учете затраты по размещению рекламы на транспортных средствах являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в составе коммерческих расходов согласно пунктам 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 33н (далее - ПБУ 10/99).
На основании пункта 18 ПБУ 10/99 указанные расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени их фактической оплаты, и отражаются на счете 44 "Расходы на продажу" в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года N 94н.
Для признания расходов по размещению рекламы на транспорте в качестве расходов по обычным видам деятельности необходимо иметь документы, подтверждающие выполнение рекламных работ и услуг:
договор на оказание рекламных услуг;
протокол согласования цен на рекламные услуги;
утвержденный дизайн-проект;
акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);
счета-фактуры от агентства рекламных услуг;
документы, подтверждающие оплату рекламных услуг.
В налоговом учете у многих организаций возникает вопрос: в каком размере они вправе отнести затраты по размещению рекламы на транспортных средствах к расходам на рекламу в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли?
В пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) приведен закрытый перечень рекламных расходов, которые можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли без каких-либо ограничений. К ненормируемым расходам организации на рекламу в целях налогообложения относятся расходы:
на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Нередко рекламу на транспорте отождествляют с наружной рекламой, хотя это не правильно. Согласно официальной позиции Минфина Российской Федерации в Письме от 2 ноября 2005 года N 03-03-04/1/334 реклама, размещаемая на транспортных средствах, не будет признаваться наружной рекламой. Поэтому расходы на рекламу, размещенную на транспортных средствах, являются нормируемыми и при исчислении налога на прибыль признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ без учета НДС и акцизов.
Так как затраты по размещению рекламы на транспортных средствах при исчислении налогооблагаемой прибыли принимаются в расходы в пределах норм, то и НДС по таким расходам подлежит вычету в размере, соответствующем указанному нормативу при соблюдении всех условий, предусмотренных статьями 171-172 НК РФ.

Пример
Автотранспортная компания заключила договор с рекламным агентством на изготовление и нанесение на принадлежащий ей автобус рекламной информации о компании. Договорная стоимость услуг рекламного агентства составляет 25 000 рублей, в том числе НДС - 3813 рублей. Предположим, что выручка организации за этот период составила 1 200 000 рублей, в том числе НДС 183 051 рубль.
В бухгалтерском учете затраты по размещению рекламы на автобусе учитываются в полном размере на счете 44 "Расходы на продажу". В налоговом же учете такие затраты признаются рекламными расходами, подлежащими нормированию, и учитываются в целях налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
В условиях примера предельный размер рекламных расходов составляет 10 169 рублей ((1 200 000 рублей - 1 200 000 рублей х 18 / 118) х 1%). Следовательно, в целях налогообложения организация вправе учесть расходы на рекламу на автобусе только в сумме 10 169 рублей.
В результате у компании возникает вычитаемая временная разница, влекущая за собой возникновение отложенного налога на прибыль в размере 2203,4 рубля (21 186 рублей - 10 169 рублей) х 20%.
Операции по учету расходов по размещению рекламы на автобусе оформляются следующими бухгалтерскими проводками:
Дебет счета 44 "Расходы на продажу" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 21 187 рублей - отражена в составе расходов на продажу стоимость рекламы на автобусе.
Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 3813 рублей - отражена сумма НДС, предъявленная рекламным агентством.
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 25 000 рублей - перечислена оплата рекламному агентству за рекламу на автобусе.
Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 3813 рублей - принята к вычету сумма НДС.
Дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" Кредит счета 44 "Расходы на продажу" - 21 187 рублей - стоимость рекламы на автобусе отнесена на затраты.
Дебет счета 09 "Отложенные налоговые активы" Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Налог на прибыль" - 2203,4 рубля - отражен отложенный налоговый актив.
Сегодня все чаще организации перекрашивают свои автомашины в цвет, соответствующий корпоративному стилю организации, наносят свой логотип и телефоны с целью распространения рекламной информации о своих услугах. Здесь возникает вопрос: можно ли в целях налогообложения прибыли отнести такие расходы к расходам на рекламу, либо это просто модернизация автомобиля?
По этому поводу Минфин Российской Федерации в своем Письме от 30 декабря 2005 года N 03-03-04/2/148 сообщил, что в соответствии с пунктом 2 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
Работами по достройке, дооборудованию, модернизации являются работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Техническое перевооружение - это комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Таким образом, расходы, связанные с изменением первоначального цвета автомобилей на цвет, соответствующий корпоративному стилю организации, и нанесением на них логотипа и телефона, не относятся к модернизации основных средств, а будут учитываться как расходы на рекламу, размещенную на транспортных средствах. То есть их размер будет определяться в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ без учета НДС и акцизов.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Торговля. Энциклопедия.