7.7. Печатные рекламные материалы

Бесплатное распространение печатных рекламных материалов, содержащих информацию о фирме и ее товарах, - один из самых популярных видов рекламных акций.
Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на изготовление и распространение печатных рекламных материалов учитываются в целях налогообложения прибыли как рекламные расходы.
При этом все расходы по изготовлению и распространению рекламных материалов должны быть документально подтверждены согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ.
Если изготовление и распространение осуществлялись собственными силами организации, подтверждающим документом может быть отчет ответственного должностного лица (отдела). К отчету прикладываются первичные документы, подтверждающие расходы, например: услуги почты, фактический расход материалов, зарплату распространителей и так далее. Если к изготовлению и распространению рекламных листовок привлекалась сторонняя организация, документом, подтверждающим расходы, является акт о выполнении работ. Необходимо также наличие приказа руководителя организации о распространении рекламной печатной продукции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, относятся к ненормируемым рекламным расходам организации.
Организация в целях рекламы может раздавать и другие виды печатных рекламных материалов, такие как журналы, листовки, буклеты, лифлеты и флайерсы.
Брошюра - это непериодическое издание, содержащее текстовую информацию с иллюстрациями, собранное из нескольких листов и скрепленное каким-либо образом (скрепка, клей, пружина).
Буклеты и лифлеты - это листы различного формата, имеющие от одного до трех сгибов.
Листовки - это изделия из одного листа с односторонней или двусторонней печатью, формат которых разнообразен.
Флайерсы (флаеры) - это красочные, раздаточные листовки, которые информируют о проведении какой-либо акции либо предоставляют скидку.
Минфин Российской Федерации в своем более раннем Письме от 26 ноября 2004 года N 03-04-11/211 утверждал, что расходы на изготовление полиграфической продукции, прямо не названной в пункте 4 статьи 264 НК РФ, относятся к нормируемым и учитываются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Если листовки или буклеты использовались для участия в выставке или ярмарке, то такие расходы для целей налогообложения прибыли включались полностью согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ. По этому поводу есть арбитражная практика. Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского Округа от 13 января 2005 года по делу N А43-1729/2004-32-152 суд посчитал правомерным отнесение обществом части затрат на рекламу печатного характера (в том числе листовок) к ненормируемым расходам, поскольку они использовались налогоплательщиком для оформления витрины и распространения в рекламных акциях.

Пример
Организация заказала дизайнерской фирме буклет с рекламой своих услуг. Можно ли учесть данные расходы на рекламу в полном объеме для целей налогообложения?
В соответствии с налоговым законодательством в полном объеме уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль только расходы, предусмотренные абзацем 2-4 пункта 4 статьи 264 НК РФ.
А рассматриваемые нами расходы к вышеперечисленным расходам не относятся, так как перечень ненормируемых расходов является закрытым и буклеты там не указаны.
Следовательно, данные расходы для целей налогообложения могут быть отнесены на прочие виды рекламы, но только в размере 1 процента от выручки (абзац 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ).
Если бы организация заказала изготовление брошюр, то данные расходы можно было бы отнести в полном объеме на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, на расходы по рекламе согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 264 НК РФ. Данный вид расходов - изготовление рекламных брошюр - относится к ненормируемым расходам.
Таким образом, для полного включения расходов на изготовление рекламных материалов в целях налогообложения прибыли, необходимо было лучше указывать в первичных документах (договорах, счетах-фактурах, накладных) слова "брошюры" и "каталоги". Либо прописывать в первичных документах, что листовки или буклеты использовались для участия в выставке или ярмарке, и включать их в смету расходов на участие в выставке.
В более позднем Письме Минфина Российской Федерации от 6 декабря 2006 года N 03-03-04/2/254 финансовое ведомство придерживается иного мнения по поводу включения расходов на изготовление печатных рекламных материалов в целях налогообложения прибыли. Минфин Российской Федерации утверждает, что лифлеты и флайерсы представляют собой разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию, отличие которых составляет лишь в размерах этих печатных материалов. Следовательно, расходы на изготовление лифлетов и флайерсов в целях налогообложения прибыли учитываются аналогично расходам на изготовление рекламных брошюр и каталогов, то есть в полном объеме.
Далее рассмотрим порядок учета расходов по распространению печатных рекламных материалов. Учитывая то, что в списке ненормируемых рекламных расходов согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ указаны только расходы на изготовление печатных рекламных материалов, то расходы на распространение таких материалов должны нормироваться для целей налогообложения прибыли.
Кроме того, необходимо обратить внимание на основной признак рекламы, суть которого заключается в том, что реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
В Письме Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N АЦ/4624 отмечено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно Письму Минфина Российской Федерации от 12 января 2007 года N 03-03-04/1/1 расходы организации по отправке рекламно-информационных материалов путем безадресной доставки на основании договоров возмездного оказания услуг являются для целей налогообложения прибыли нормируемыми рекламными расходами, признаваемыми для целей налогообложения с учетом ограничений, установленных пунктом 4 статьи 264 НК РФ. Аналогичное мнение выражено в Письмах Минфина Российской Федерации от 24 апреля 2006 года N 03-03-04/1/390, ФНС Российской Федерации от 11 февраля 2005 года N 02-1-08/24@.
Если же печатные рекламные материалы предназначены для определенных потенциальных организаций-покупателей, прилагаются типовые договоры поставки, в которых указана информация об условиях поставки данного товара, то подобные затраты можно классифицировать в качестве индивидуальной оферты в соответствии со статьей 437 ГК РФ. Согласно Письму УФНС Российской Федерации по городу Москве от 18 августа 2006 года N 20-12/74671 такие затраты для целей налогообложения прибыли можно учитывать в полной сумме как прочие расходы, связанные с производством и реализацией при условии заключения договора с контрагентом на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Пример
Организация оптовой торговли изготовила каталоги с реализуемыми ею товарами и через почтовую рассылку разослала потенциальным покупателям данного товара. Как квалифицировать произведенные затраты, связанные с изготовлением данного каталога?
Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации относятся к расходам организации на рекламу.
Хотя в данном примере распространение каталогов произведено потенциальным клиентам, круг которых известен организации. То есть в данном случае у плательщика налога на прибыль не выполняется требование Закона N 38-ФЗ о неопределенности круга лиц, до которых доводится информация. Следовательно, затраты организации оптовой торговли на изготовление и почтовую рассылку каталогов не могут быть отнесены к расходам на рекламу.
Таким образом, при условии, что реклама предназначена для неопределенного круга лиц, расходы на изготовление печатных рекламных материалов можно принять для целей налогообложения прибыли в полном объеме, а расходы на их распространение - нормируются. Поэтому в акте о выполнении работ такие расходы целесообразно указывать отдельно.
Что касается бухгалтерского учета, то стоимость печатных рекламных материалов учитывается в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01", утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 44н.
Операции по изготовлению и распространению печатных рекламных материалов являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в составе коммерческих расходов согласно пунктам 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 33н.
Сначала расходы по изготовлению и распространению печатных рекламных материалов отражаются на счете 10 "Материалы" согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года N 94н. По мере раздачи печатных рекламных материалов и подготовки отчетов о том, сколько материалов, кому и когда роздано, счет 10 "Материалы" закрывается в дебет счета 44 "Расходы на продажу".
Изготовление и распространение печатных рекламных материалов подлежит налогообложению НДС в общеустановленном порядке. Такой позиции придерживается Минфин Российской Федерации в своем Письме от 25 ноября 2004 года N 03-04-11/209.
Аналогичной позиции придерживается и московское налоговое ведомство. Согласно Письму УФНС Российской Федерации по городу Москве от 26 октября 2007 года N 20-12/102577.1 распространение печатных рекламных материалов в ходе проведения рекламных акций является безвозмездной передачей товаров с переходом права собственности на них, следовательно, указанная операция является объектом обложения НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ. При этом согласно подпункту 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей, освобождена от налогообложения НДС.
В судебной практике по этому поводу сложилась иная точка зрения. Судебные органы считают, что передача печатных материалов в рекламных целях не облагается НДС. Так в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 февраля 2006 года по делу А33-4794/05-Ф02-6965/05-С1 суд признал правомерными действия организации, которая не начисляла НДС на стоимость передаваемых буклетов в рамках оказания услуг. Основанием такого заключения послужило то, что стоимость передаваемых материалов учитывалась при формировании продажной цены и была включена в налоговую базу по НДС в составе цены реализованных услуг.
Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12 декабря 2005 года по делу N А29-2980/2005а, ФАС Поволжского округа от 13 декабря 2007 года по делу N А65-13882/07.

Пример
Организация заказала в типографии 1 000 рекламных буклетов по цене 20 рублей, в том числе НДС - 3,05 рубля. В результате проводимой рекламной акции рекламные буклеты были розданы потенциальным покупателям.
За отчетный период выручка от реализации нарастающим итогом с начала года составила 2 000 000 рублей. Следовательно, максимальный размер затрат на рекламу, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, составил 20 000 рублей (2 000 000 рублей х 1%).
В течение отчетного периода других расходов на рекламу у организации не было. Поэтому всю сумму, перечисленную типографии, можно полностью включить в налоговую себестоимость.
Стоимость буклета не превышает 100 рублей. Поэтому их распространение не облагается НДС согласно подпункту 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Следовательно, перечисленный НДС можно включить в расходы организации.
В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие проводки:
Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 16 950 рублей - оприходованы рекламные буклеты (1000 штук x (20 рублей - 3,05 рубля).
Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" - 3050 рублей - учтен входной НДС (3,05 рубля x 1 000 штук).
Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 3050 рублей - НДС включен в стоимость буклетов.
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 20 000 рублей - перечислены денежные средства поставщику.
Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу" Кредит счета 10 "Материалы" - 16 950 рублей - стоимость буклетов отнесена на рекламные расходы.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Торговля. Энциклопедия.