3.1. Лица, имеющие право на пособия

Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком регулируется гл. 3.1 Закона N 255-ФЗ.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ним, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ним предоставляется одному из указанных лиц (ст. 11.1 Закона N 255-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет:
заявление о назначении указанного пособия;
свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки;
свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;
справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком; если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), - справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Однако на практике ФСС России требует представления дополнительных документов.

Арбитраж
В подтверждение того, что отец ребенка не получал пособие по уходу за ребенком, работницей представлена справка Управления социальной защиты населения администрации района.
По мнению суда, работник не представил документы, подтверждающие, что отец ребенка является неработающим гражданином (например, копию трудовой книжки) и не получал указанное пособие по месту работы. Следовательно, отделение ФСС России правомерно отказало работодателю в возмещении расходов на выплату пособия по уходу за ребенком в размере 8087 руб.
(постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 04.06.2010 N А33-806/2010)

В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом ФСС России застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено указанное пособие. Цель ее представления в составе документов - не допустить выплату одного и того же пособия обоим родителям.
Однако на практике женщина иногда заявляет, что не поддерживает связи с отцом ребенка и не знает, где он находится. Подтверждением незнания местонахождения одного из родителей может являться только решение суда. Справки из милиции, паспортного стола, домоуправления бухгалтерией приниматься не должны.
Если один из родителей умер, лишен родительских прав, пропал без вести и т.д., необходимо представить подтверждающие документы. Если родители в разводе, но второй родитель не лишен родительских прав, справка с места его работы представляется в обязательном порядке.
Если отец ребенка не установлен ни добровольно, ни по решению суда, мать является одинокой. В этом случае имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка "со слов матери", фамилия - по фамилии матери (п. 5 ст. 58 Семейного кодекса РФ). Одинокая мать представляет в бухгалтерию справку по форме N 25 из районного загса, в которой указывается, что отец ребенка записан со слов матери.
Если в свидетельстве о рождении ребенка в графе "отец" стоит прочерк, справка из загса не требуется.

Арбитраж
ФСС России решил, что основанием для подтверждения отсутствия отца ребенка служит заявление о выдаче повторного свидетельства о рождении (форма N 24).
Однако суд установил: работница является матерью-одиночкой. Это следует из свидетельства о рождении ее ребенка.
Учитывая, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 одиноким матерям органы загса выдают справки по форме N 25 (которые и были представлены Фонду), судом был сделан вывод: требование справок по форме N 24 является необоснованным.
(постановление ФАС Западно-Сибирского округа
от 22.07.2010 N А45-27119/2009)

Местом жительства гражданина признается жилое помещение, в котором он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом его жительства (ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Согласно пп. 9 и 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в органах регистрационного учета. При этом регистрация по месту пребывания и жительства является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Этот способ не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ (постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П).
Таким образом, местонахождение (по месту пребывания или по месту жительства) лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию, не должно препятствовать реализации их права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается ему страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. При этом работник представляет страхователю, которого он выбрал, справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), что назначение и выплата ему ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются (п. 7 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Возникает резонный вопрос: откуда работодатель узнает, есть ли у работника, обратившегося за назначением пособия, другие места работы, если он о них умалчивает?
В этой ситуации рекомендуем требовать от работника, чтобы в своем заявлении на выплату пособия он сообщал, что у других работодателей не работает и пособие больше нигде не получает. Аналогичные сведения в письменном виде должен представить и супруг работника. Если обнаружится обман со стороны работника, сокрытие данных, влияющих на получение пособия, будет являться основанием для удержания с него начисленного пособия (п. 4 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).

Copyright 2011 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Больничные и другие социальные пособия в 2011 году
Сноски ()*