2.7. Выплата пособия с учетом районного коэффициента

В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие выплачивается с их учетом. С 1 января 2011 года максимальной величиной ограничивается не сумма пособия за месяц, а размер среднего дневного заработка работника.
Согласно п. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России (в 2009 и 2010 годах - 415 000 руб.) за каждый год расчетного периода на 730 дней.
Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку.
Получается, что максимальный размер пособия в день не должен превышать 1136,986 руб. (830 000 руб. : 730 дн.).

Обратите внимание!
В Законе N 255-ФЗ теперь нет положения о том, что максимальный размер пособия должен увеличиваться на районный коэффициент.

Впрочем, упоминание о применении районного коэффициента все же осталось. В соответствии с п. 11.1 Положения N 375 (в ред. постановления Правительства РФ от 01.03.2011 N 120) в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов. Кроме того, застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, а также при наличии оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, оно выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов (п. 6 ст. 7, п. 2 ст. 8 Закона N 255-ФЗ).
Однако на практике выяснилось, что определить размер районного коэффициента совсем не просто. ФСС России письмом от 02.12.2002 N 02-18/05-8417 сообщил: при определении размеров пособий в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, учитываются коэффициенты, установленные решениями федеральных органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти СССР для непроизводственных отраслей.
Минтруда России и Пенсионный фонд РФ подготовили совместное информационное письмо от 09.06.2003 N 1199-16, N 25-23/5995 и направили его для использования в практической работе сведений о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке.
В соответствии с этим документом, например, для части Ханты-Мансийского округа (севернее 60-го градуса широты) применяется коэффициент 1,5.
Однако в разные годы северным регионам предоставлялись различные льготы, в т.ч. районные коэффициенты к заработной плате. В результате значения коэффициентов для одной и той же местности оказались неодинаковыми. Так, решением исполкома Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа от 28.02.1991 N 33 на его территории был установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,7.
В данной ситуации большинство организаций соглашаются с суждением, изложенным в письме ФСС России, и применяют районный коэффициент 1,5. Однако находятся и желающие применить коэффициент 1,7. В этом случае спор разрешается в арбитражном суде, который, как правило, встает на сторону организаций, желающих заплатить пособие побольше.
Например, ФАС Западно-Сибирского округа установил, что Советы Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомы, облисполкомы по согласованию с профсоюзными органами согласно п. 13 постановления Совмина РФ от 04.02.1991 N 76 имеют право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих. Решением исполкома Совета народных депутатов Ханты-Мансийского АО от 28.02.1991 N 33 на территории округа установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,7. Следовательно, и пособия следует считать с коэффициентом 1,7 (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.10.2005 N Ф04-6086/2005(14892-А75-6)).
ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 02.04.2009 N Ф04-1874/2009(3458-А75-32) уточнил следующее. Ссылка отделения ФСС России на информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16, ПФР от 09.06.2003 N 25-23/5995 несостоятельна, поскольку данный документ не относится к нормативным актам и носит информационный характер.
Споры по поводу размера районного коэффициента идут и в других районах Крайнего Севера.
Например, отделение ФСС России в Республике Саха (Якутия) решило, что при расчете пособий должно было применяться постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18, утверждающее для лиц, работающих в Анабарском районе, районный коэффициент 1,6, а не 2,0.
Однако арбитражный суд указал: пунктом 13 постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76 Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Постановлением Совета министров Якутской (Саха) ССР от 24.09.1991 N 486 для Анабарского района утвержден районный коэффициент в размере 2,0. Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство и законодательство о социальной защите находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Суд решил, что расчет пособия по временной нетрудоспособности должен производиться с начислением районного коэффициента 2,0 (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.07.2005 N А58-4765/04-Ф02-3331/05-С1).
Администрацией Красноярского края принято постановление от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента", устанавливающее единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края. Поэтому для выплаты пособий следует применять коэффициент 1,3 (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2008 N А33-15507/07-Ф02-2142/08, от 04.03.2009 N А33-10871/08-Ф02-683/09, от 19.01.2010 N А33-14092/2009).
ФАС Поволжского округа в постановлении от 03.06.2008 N А06-5742/07 решил, что до настоящего времени действует распоряжение Совмина СССР от 23.09.1981, которое за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате работников, занятых на геологоразведочных работах, бурении скважин, строительстве и эксплуатации объектов Астраханского газоконденсатного месторождения установило коэффициент 1,35.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 19.02.1987 N 106 названный коэффициент распространен на работников предприятий и организаций железнодорожного и автомобильного транспорта, электроснабжения, технологической связи, медсанчасти, коммунального, бытового обслуживания и культурно-просветительных учреждений за время их работы в зоне обслуживания объектов Астраханского газоконденсатного месторождения.
Суд решил: в силу ст. 423 ТК РФ данные документы продолжают действовать, поскольку не противоречат Кодексу. Следовательно, и пособия работникам организаций, подпадающим под действие вышеназванных документов, должны выплачиваться с коэффициентом 1,35.
Впрочем, есть судебные решения и в пользу ФСС России.
ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 13.04.2005 N А29-8633/2004а выяснил, что районный коэффициент 1,3 установлен для г. Усинска постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18, а коэффициент 1,5 - Указом Главы Республики Коми от 03.07.1998 N 232.
Суд решил, что для гарантированных государством пособий применяются районные коэффициенты, установленные на федеральном уровне. Ссылка ОАО на постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971 N 316/22 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР" также признана судом несостоятельной. Указанный документ касается коэффициентов, установленных в повышенных размерах в виде исключения для работников отдельной отрасли и для отдельных территорий, расходы на которые осуществляются за счет средств организаций.
Как видим, по мнению подавляющей части судов, районные коэффициенты, начисляемые на зарплату, должны совпадать с размерами коэффициентов, начисляемых на пособие. Иначе ФСС России будет получать необоснованную выгоду. Однако, к сожалению, в районах Крайнего Севера зачастую издержки на судебные разбирательства в разы превышают оспариваемые суммы. Поэтому организации предпочитают не спорить с ФСС России из-за районных коэффициентов, тем более что спор идет из-за денег работников.
А ведь все эти споры можно прекратить очень просто. Согласно ст. 10 Закона N 4520-1 размер районного коэффициента и порядок его применения для пособий лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Однако в настоящее время Правительством РФ размер районного коэффициента и порядок его применения не установлен. Вот и ущемляются права работников, а заодно и множатся споры в арбитражных судах.

Copyright 2011 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Больничные и другие социальные пособия в 2011 году
Сноски ()*