1.11. Определение страхового стажа и порядок его исчисления

Определение страхового стажа и порядок его исчисления установлены ст. 16 Закона N 255-ФЗ.
В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее - страховой стаж) включаются:
1) периоды работы застрахованного лица по трудовому договору;
2) государственной гражданской или муниципальной службы;
3) периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды;
деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, детективов, охранников, иных лиц), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года, за которые уплачены платежи на социальное страхование;
деятельности в качестве адвоката до 1 января 2001 года, а также периоды указанной деятельности, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2003 года;
работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 года, а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после этой даты;
исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
замещения на постоянной основе государственных должностей Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципальных должностей;
деятельности в качестве священнослужителя, если за эти периоды уплачены платежи на социальное страхование;
привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы после 1 ноября 2001 года.
Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). Каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91)).
В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из них по выбору застрахованного лица.
Наконец снят вопрос о периодах прохождения воинской службы по призыву и по контракту.
С 1 января 2010 года в страховой стаж засчитываются также периоды прохождения военной, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (п. 1.1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ).
В страховой стаж женщины при расчете пособия по нетрудоспособности входит отпуск по уходу за ребенком до трех лет (см. письмо ФСС России от 09.08.2007 N 02-13/07-7424).
Как было сказано выше, в страховой стаж включаются периоды работы по трудовому договору. На основании ст. 256 ТК РФ женщине по ее заявлению предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. На период такого отпуска за работницей сохраняется место работы (должность). В период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до трех лет действие ее трудового договора продолжается. Поэтому этот период учитывается при подсчете страхового стажа.
Страховой стаж определяется исходя из продолжительности работы по трудовому договору за весь период трудовой деятельности, т.е. с первого дня работы до дня наступления страхового случая (заболевания, травмы).
Впрочем, большинство работников из-за того, что в страховой стаж не включаются значительные промежутки времени, которые раньше включались в непрерывный стаж, ущемленными не оказались. Для граждан, приступивших к работе по трудовому договору, к служебной или иной деятельности до 1 января 2007 года и получавших ранее пособие в размере, превышающем размер пособия, полагающийся им в соответствии с Законом N 255-ФЗ, предусмотрен более высокий уровень гарантий. Им пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем, более высоком размере (в процентном выражении от среднего заработка), но не выше установленного в соответствии с Законом N 255-ФЗ максимального размера (п. 1 ст. 17 Закона N 255-ФЗ).
Если продолжительность страхового стажа застрахованного лица, исчисленного в соответствии с Законом N 255-ФЗ за период до 1 января 2007 года, окажется меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применяемого при назначении пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается период непрерывного трудового стажа застрахованного лица (п. 2 ст. 17 Закона N 255-ФЗ).

Пример.
Работник три года обучался в профессионально-техническом училище. Спустя месяц после его окончания он был принят на работу по трудовому договору.
По состоянию на 1 января 2007 года его непрерывный трудовой стаж, включая учебу, составил семь лет, а размер пособия - 80% среднего заработка.
Страховой стаж работника, рассчитанный по новым правилам, составляет четыре года. Однако в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 255-ФЗ он принимается равным семи годам.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, замещения других государственных должностей Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципальных должностей на постоянной основе, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и др.
В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Последний тезис касается лиц, работающих по трудовому договору у физических лиц.
Статья 309 ТК РФ обязала индивидуальных предпринимателей вести трудовые книжки своих работников только с 6 октября 2006 года. До этой даты документом, подтверждающим трудовую деятельность этих лиц, являлся трудовой договор, зарегистрированный в органах местного самоуправления.
Если запись о приеме на работу сделана в трудовой книжке до 6 октября 2006 года, документом, подтверждающим стаж работы, все равно остается экземпляр трудового договора, выданный предпринимателем своему работнику.
Если прием на работу к индивидуальному предпринимателю осуществлен 6 октября 2006 года или позднее, трудовой договор от работника требовать уже не надо.
Работодатели - физические лица, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по-прежнему не вправе производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые (ч. 2 ст. 309 ТК РФ).
Согласно п. 10 Правил N 91 периоды работы по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и др.) у отдельных граждан за время до заключения трудовых договоров подтверждаются договором между работодателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом работодателя об уплате за период этой работы платежей на социальное страхование.
Трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, признаются безработными (ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", далее - Закон N 1032-1). Поскольку они являются неработающими, трудовые книжки за период, когда эти лица состояли на учете в органах службы занятости населения, не ведутся, а страховые взносы в ФСС России не отчисляются.
Следовательно, периоды, в течение которых гражданин состоит на учете в службе занятости населения, не включаются ни в его непрерывный, ни в страховой стаж.
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, не прерывает трудовой стаж (ст. 28 Закона N 1032-1), но и не включается в него.
В случаях, когда граждане состоят на учете в органах службы занятости населения и привлекаются к участию в общественных работах, периоды участия в указанных работах включаются в страховой стаж. В соответствии со ст. 13 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875, с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, следовательно, они подлежат обязательному социальному страхованию на общих основаниях.

Copyright 2011 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 


Rambler's Top100

Интересную информацию можно подчерпнуть здесь:
Бухгалтерия в вопросах и ответах!
Больничные и другие социальные пособия в 2011 году
Сноски ()*