Сотрудник банка выезжает в зарубежную командировку. 1. Может ли банк отнести командировочные расходы в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, если сотрудник банка в стране пребывания не открывает счета, не привлекает клиентов, не заключает никаких сделок, а перенимает деловой опыт, посещает семинар, конференцию, встречается с сотрудниками компании-учредителя для решения вопросов в интересах банка (увеличение капитала, предоставление отчетности и т.д.)?
2. Может ли банк отнести командировочные расходы в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, если за проживание зарубежной гостиницей выдан документ без подписи и печати (например, счет с указанием, что он оплачен наличными или пластиковой картой)?

Во-первых, в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы на семинар могут быть оформлены двумя способами. Первый - списать такие затраты в качестве платы за консультационные или информационные услуги. Основание: подп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом банк должен иметь: договор, акт и отчет об оказанных услугах. В отчете следует подробно указать перечень вопросов, которым была посвящена консультация.
Если же в документах указано именно обучение, то применяется второй способ - стоимость семинара списывается как расходы, связанные с повышением квалификации сотрудников (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Все расходы на обучение списываются в соответствии с п. 3 указанной статьи по следующим основаниям:
- соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
- подготовку (переподготовку) проходят работники налогоплательщика, состоящие в штате;
- программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика.
Кроме того, при проверках налоговые органы требуют копии свидетельств или сертификатов о прохождении обучения.
Поэтому рекомендуем оформлять указанные операции как информационные и консультационные услуги.
Статья 264 НК РФ также не запрещает учесть в расходах стоимость семинара, тема которого связана с новыми видами деятельности.
Руководителю банка следует издать приказ о направлении работника в командировку, указав, например, "участие работника на семинаре (конференции) и проведение деловых переговоров, обусловленных производственной необходимостью".
Приказ будет подтверждать обоснованность затрат (ст. 252 НК РФ).
В отчете о командировке работнику следует указать также информацию о проведенных переговорах (когда, где, с кем и по каким вопросам они проведены) и их результатах.
Во-вторых, к командировочным расходам, подлежащим возмещению (ст. 168 ТК РФ), относятся расходы:
- на проезд;
- наем жилого помещения;
- связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные, произведенные работником с разрешения работодателя.
Оформляя авансовый отчет по загранкомандировке, работник должен приложить к нему документы, подтверждающие его расходы в иностранном государстве. Разумеется, они будут составлены на иностранном языке и по правилам страны пребывания (например, документ о проживании без подписи и печати).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ затраты должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота страны пребывания. Такие обычаи бухгалтеру и налоговым органам неизвестны. Поэтому на первый план выступает критерий экономической оправданности затрат. Необходимо иметь документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы: проездные документы на имя работника, документы о проживании на имя работника, отчет о выполненной работе в соответствии с договором и др.
Расходы на проживание при расчете налога на прибыль учитываются полностью (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ), но при этом затраты на проживание должны подтверждаться оправдательными документами.
Документы, составленные на иностранных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Это требование установлено в п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Расшифровку иностранного текста оформляют на отдельном листе, в котором чередуются отдельные строки исходного документа и их перевод.
В Письме Минфина России от 20.03.2006 N 03-02-07/1-66 разъяснено, что такой перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистами самой организации, владеющими иностранным языком. Банк вправе самостоятельно определить лицо, осуществляющее перевод первичных учетных документов на русский язык.

С.Б. Тинкельман,
член Комитета по международным стандартам
финансовой отчетности ИПБ России,
заместитель директора департамента аудиторских услуг
по работе с кредитными организациями
и финансовыми институтами ЗАО "Аудиторско-консультационная
группа "Развитие бизнес-систем"

1 сентября 2008 г.

"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", N 9, сентябрь 2008 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Реформирование бухгалтерского учета, международные стандарты
Страница >> 1 >> 2 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!