Вопросы и ответы

Возможно ли привлечение налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль организаций, если по итогам конкретного налогового периода у него отсутствуют суммы данного налога к уплате?
На основании п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, и в сроки, установленные данным законодательством.
Как следует из содержания указанной статьи, законодатель связывает необходимость исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой декларации с наличием положений закона об определенном виде налогового платежа, согласно которым данное лицо можно отнести к числу плательщиков соответствующего налога. При этом исполнение подобной обязанности не зависит от наличия или отсутствия суммы такого налога к уплате.
В соответствии со ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль организаций и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей.
Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, или не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
Таким образом, положения ст. 289 НК РФ, регламентирующей особенности представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, не противоречат общим правилам, предусмотренным п. 1 ст. 80 НК РФ. Поэтому лица, признанные налогоплательщиками по данному виду налогового платежа, вне зависимости от результатов расчетов сумм налога, обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации в сроки, установленные ст. 285 и 289 НК РФ.

Вправе ли налогоплательщик применять налоговые вычеты, если в расчетных документах суммы налога на добавленную стоимость не были выделены отдельной строкой?
Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налога на добавленную стоимость признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Вместе с тем п. 2 ст. 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации или при ввозе товаров на таможенную территорию России в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с положениями гл. 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость";
товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В пункте 1 ст. 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, или на основании иных документов в случаях, установленных ст. 171 НК РФ.
Порядок оформления счета-фактуры определяется в соответствии с положениями ст. 169 НК РФ. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, предусмотренного данной статьей, не могут быть основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение иных требований к счету-фактуре не является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Одновременно ошибка, допущенная в оформлении платежных поручений, не может лишить налогоплательщика права на применение налоговых вычетов при доказанности фактической уплаты им сумм налога на добавленную стоимость продавцам товаров (работ, услуг) (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 января 2003 г. N А56-17326/02).
В свою очередь, Налоговый кодекс не содержит положений, запрещающих налогоплательщику применять налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в том случае, когда им не были выделены в расчетных документах суммы налога отдельной строкой.

Предусмотрена ли законодательством о налогах и сборах ответственность за утрату налогоплательщиком первичных бухгалтерских документов по не зависящим от него обстоятельствам?
В соответствии со ст. 120 НК РФ одним из видов налоговых правонарушений является грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под этим правонарушением понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур либо регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщиков.
В связи с этим важно отметить, что ответственность за утрату по независящим от налогоплательщика обстоятельствам первичных бухгалтерских документов (технические аварии, пожары и т.п.) и их невосстановление законодательством о налогах и сборах не предусмотрена (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 декабря 2003 г. N А33-11262/03-С3-Ф02-4280/03-С1).
Следует также указать, что при рассмотрении соответствующей категории дел суды, как правило, учитывают положение ст. 108 НК РФ, закрепляющее презумпцию невиновности налогоплательщика. Согласно данной статье лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С какого момента следует исчислять срок давности взыскания налоговой санкции, если налогоплательщик не вовремя представил налоговую декларацию?
Согласно п. 2 ст. 119 НК РФ налогоплательщик несет ответственность за непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации. Ответственность установлена в виде штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога. Штраф исчисляется и взимается за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Как указано в п. 1 ст. 115 НК РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. При этом в пункте 37 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" дано разъяснение о том, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля. Поэтому срок, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ, должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Поскольку размер штрафа за указанное правонарушение установлен в процентном отношении от суммы налога, подлежащей уплате и зависит от времени просрочки, определение этого момента становится решающим для исчисления суммы штрафа обстоятельством. Этот вопрос уже возникал в судебной практике и решен так. Моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (т.е. моментом, с которого у налоговых органов возникает право на обращение в суд с иском о взыскании налоговой санкции), следует считать день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 октября 2003 г. N Ф08-4127/2003-1584А).

Вправе ли налоговый орган отказать налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость по экспорту на том основании, что им не выполнено требование о предъявлении всех обосновывающих документов одновременно с налоговой декларацией?
На основании положений ст. 165 НК РФ для того, чтобы обосновать необходимость применения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов, налогоплательщику следует представить вместе с налоговой декларацией два основных документа:
1) контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
2) выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица- покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке.
В случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров (припасов).
Если начисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ.
При осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
В случае вывоза товаров в таможенном режиме экспорта через границу России с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего оформление указанного вывоза товаров.
При вывозе с российской территории припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.
Кроме того, п. 5 ст. 174 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщиков (налоговых агентов) представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено Главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.
Важно также указать, что в соответствии с п. 10 ст. 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подп. 1-3, 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет вышеназванных документов. Однако если полный пакет документов не был собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, моментом определения налоговой базы по указанным товарам является день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
Анализ вышеуказанных положений приводит к выводу, что нарушение налогоплательщиком требования п. 10 ст. 165 НК РФ о предъявлении одновременно с налоговой декларацией всех обосновывающих документов, не является основанием для отказа налогового органа в возмещении НДС по экспорту, поскольку подобное основание к отказу действующим законодательством не предусмотрено. Этот вывод подтверждается и судебной практикой. (постановление ФАС Московского округа от 17 января 2003 г. N КА-А40/8843-02; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2003 г. N Ф04/6180-2042/А45-2003).

Предусматривает ли законодательство о налогах и сборах обязанность индивидуального предпринимателя представлять декларации по налогу на добавленную стоимость при отсутствии оборота по реализации товаров (работ, услуг)?
В силу п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст. 143 и 144 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84 НК РФ.
Статья 23 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать, если такая обязанность установлена законодательством о налогах и сборах.
В свою очередь, ст. 80 НК РФ содержит положение о том, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом нормы Главы 21 НК РФ не содержат каких-либо иных правил представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Таким образом, отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода объекта обложения и суммы налога к уплате не освобождает его от обязанности представления декларации по НДС (Решение ВАС РФ от 22 января 2004 г. N 14770/03).

Н.В. Герасименко,
доцент кафедры финансового права
Академии экономической безопасности МВД России,
кандидат юридических наук

"Адвокат", N 9, сентябрь 2004 г.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!