Наша организация застраховала на год недвижимое имущество. По условиям договора страховые взносы перечислены двумя платежами (равными долями с месячным перерывом). В бухгалтерском учете эти расходы списывались равномерно через счет 97 "Расходы будущих периодов", в налоговом учете - аналогично (пропорционально календарным дням отчетного периода). Такой порядок установлен в учетной политике для целей налогообложения на 2006 г.
Права ли организация или в налоговом учете нужно списывать указанные расходы сразу по мере оплаты (п. 6 ст. 272 НК РФ)?
Можно ли в данном случае посредством учетной политики сблизить бухгалтерский и налоговый учет? Или здесь могут быть какие-либо налоговые последствия?

Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по видам добровольного страхования имущества, перечисленным в ст. 263 НК РФ. Указанный перечень видов добровольного страхования имущества является закрытым. Расходы по указанным в этой статье добровольным видам страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК РФ).
Порядок признания затрат на страхование организациями, которые определяют доходы и расходы методом начисления, указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Такие налогоплательщики должны учитывать условия перечисления страховой премии, которые предусмотрены в договоре страхования.
Если страховая премия уплачена единовременно, а срок действия договора составляет более одного отчетного периода, то в налоговом учете страхователя расходы распределяются равномерно в течение всего срока действия этого договора.
Иной порядок применяется, когда по условиям договора страховые взносы перечисляются двумя и более платежами. В этом случае взносы включаются в расходы налогоплательщика по мере их перечисления (выплаты из кассы) страховой организации (см. письмо Минфина России от 19.01.2006 N 03-03-04/1/47 и письмо УФНС России по г. Москве от 16.08.2006 N 20-12/72993).
В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, расходы на страхование имущества признаются независимо от времени и порядка уплаты страховых взносов. То есть расходы учитываются в том отчетном периоде, в котором действует договор страхования.
Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, Планом счетов бухгалтерского учета предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".
Очевидно, что расходы по страхованию, которые перечисляются организацией двумя и более платежами, признаются в бухгалтерском и налоговом учете по-разному.
На наш взгляд, в данной ситуации "приблизить" посредством учетной политики налоговый учет расходов на страхование к бухгалтерскому нельзя - прежде всего потому, что такой порядок учета расходов по страхованию четко определен Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 272 НК РФ). При этом Кодекс не предусматривает для налогоплательщика возможность самостоятельно определять в учетной политике порядок признания затрат на страхование.
Рассмотрим налоговые последствия. Допустим, ваш договор страхования недвижимости вступил в силу с 20 февраля 2006 г. Страховые взносы перечислены двумя равными платежами: 20 февраля и 20 марта 2006 г.
Если списывать затраты по страхованию аналогично бухучету, то указанные расходы "переходят" на следующий год и уменьшают налог на прибыль 2007 г., так как недвижимость считается застрахованной до 19 февраля текущего года.
Нельзя предположить, как отнесутся к этому контролирующие органы.
Не исключено, что представители налоговой службы могут обвинить налогоплательщика в том, что в 2007 г. налоговая база по прибыли необоснованно занижена, так как в соответствии с п. 6 ст. 272 НК РФ указанные расходы должны быть полностью списаны в 2006 г.
И в данной ситуации нельзя гарантировать, что налоговики не доначислят налог на прибыль за I квартал 2007 г.
Отметим, что в этом случае налогоплательщик не теряет своего права списать указанные расходы в 2006 г., тогда у организации не будет недоимки по налогу на прибыль за 2006 г. и налоговики не начислят пени. Но вот подать уточненные декларации за 2006 г. и I квартал 2007 г., доплатить налог (а возможно, и пени) за I квартал 2007 г. налогоплательщику придется.
Если организация хочет сблизить налоговый и бухгалтерский учет затрат по страхованию и избежать проблем, то следующий договор страхования целесообразно заключить на условиях, которые предусматривали бы, что уплата страхового взноса осуществляется разовым платежом.

И. Горшкова,
ведущий эксперт АКДИ "ЭЖ"

1 мая 2007 г.

"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 5, май 2007 г.

Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Учет операций, связанных со страхованием
Страница >> 1 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!