Наша организация заключила договор добровольного медицинского страхования сотрудников сроком на 1 год (с 12 марта 2007 года по 11 марта 2008 года). Оплата страхового взноса осуществляется четырьмя равными платежами.
Каким образом следует отражать эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете?

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы по оплате страхового платежа по договорам добровольного страхования работников относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Перечисленная сумма платежа, согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, отражается по счету 76, субсчету "Расчеты по имущественному и личному страхованию". Начисленные страховые платежи организация относит на затраты на производство (расходы на продажу) равными долями в течение срока действия договора. А до этого они числятся в составе расходов будущих периодов по счету 97 "Расходы будущих периодов" (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Таким образом, со вступления договора страхования в силу в бухгалтерском учете организации следует сделать следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 97, субсчет "Расходы на страхование"
Кредит 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию"
- включены в состав расходов будущих периодов расходы на страхование работников;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию"
Кредит 51
- отражено перечисление страховых платежей страховой компании;
Дебет 20 (25, 26)
Кредит 97, субсчет "Расходы на страхование"
- списана часть расходов на страхование работников в состав затрат (бухгалтерская запись выполняется на последнее число каждого месяца).

Налоговый учет

В налоговом учете расходы по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ).
Расходы на страхование могут быть включены организацией в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, при условии соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. Иными словами, они должны быть обоснованы и документально подтверждены.
При применении метода начисления расходы по добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов (п. 6 ст. 272 НК РФ).
В уменьшение налоговой базы указанные страховые взносы принимаются в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда. При этом для расчета предельных размеров платежей (взносов) в расходы на оплату труда не включаются суммы самих страховых платежей (взносов).
При определении нормируемой величины расходов, связанных с добровольным личным страхованием работников, принимаемых для целей налогообложения, необходимо учитывать положения п. 3 ст. 318 НК РФ.
Во-первых, налоговая база для исчисления предельной суммы расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Во-вторых, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде начиная с даты вступления такого договора в силу.
Договор страхования, согласно п. 1 ст. 957 ГК РФ, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
Таким образом, для расчета предельной суммы расходов, принимаемой при исчислении налога на прибыль за 2007 год, следует учитывать расходы на оплату труда начиная с даты вступления договора в силу, но не ранее 12 марта 2007 года.
В связи с тем что в налоговом учете расходы на добровольное личное страхование работников являются нормируемыми, а в бухгалтерском принимаются к учету в полной сумме, у организации может образоваться вычитаемая временная разница, в результате чего необходимо начислить отложенный налоговый актив (п. 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Учитывая, что предельный норматив расходов рассчитывается нарастающим итогом с начала года, начисленный в течение года отложенный актив может быть частично или полностью погашен к концу года.
Если полного погашения отложенного налогового актива к концу года не происходит, то он будет переходить в число постоянных (п. 7 ПБУ 18/02).

М.П. Бойкова,
налоговый консультант
ООО "Русская аудиторская компания"

1 июня 2007 г.

"Советник бухгалтера", N 6, июнь 2007 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Учет операций, связанных со страхованием
Страница >> 1 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!