У Общества числится дебиторская задолженность бюджета по представленным льготам населению по газу в соответствии с законодательством РФ. Задолженность образовалась в 2003-2004 гг. В учетной политике, принятой обществом, это доходы от реализации газа, которые подлежат обложению НДС.
Обществом были поданы исковые заявления в суды на взыскание данной задолженности с органов исполнительной власти. Судами (в том числе апелляционной инстанции) приняты решения о частичном удовлетворении заявленных требований, часть требований оставлена без удовлетворения, в связи с недостаточностью представленных доказательств (задолженность не подтверждена актами сверки с органами исполнительной власти). При этом решением Арбитражного суда взыскание сумм за счет казны РФ должно быть произведено без учета НДС со следующей мотивацией: "денежные средства, полученные из бюджетов различного уровня в связи с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по НДС не учитывается". В связи с вышеизложенным просим дать разъяснения:
1. Какой датой Общество должно списать дебиторскую задолженность, во взыскании которой судом отказано?
2. Должно ли Общество перечислить в бюджет НДС с суммы списанной дебиторской задолженности (НДС числится в отложенных налогах)?
3. Какими записями на счетах бухгалтерского учета должно быть произведено списание НДС по дебиторской задолженности, признанной судом ко взысканию, без учета НДС?

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ, безнадежные долги приравнены к внереализационным расходам в виде убытков.
Соответственно, безнадежные долги подлежат включению в состав внереализационных расходов (списанию в налоговом учете) лишь в случае, если:
- истек срок исковой давности;
- обязательство, из которого возник долг, прекращено вследствие невозможности его исполнения или на основании акта государственного органа;
- организация-должник ликвидирована.
Как следует из приведенного, отказ в удовлетворении требований истца судом не назван в данной статье в качестве основания списания безнадежного долга в налоговом учете (включения в расходы). Таким образом, в этом случае на основании решений судов налогоплательщик не вправе производить списание указанного долга в убыток.
Как следует из дополнительных пояснений возмещение расходов на предоставление льгот в 2003 и 2004 гг. осуществлялось на основе договоров заключенных Обществом с Администрацией муниципального образования N-ский район.
Так, например, согласно представленному договору Общество (Исполнитель) обязуется ежемесячно предоставлять на магнитных и бумажных носителях документы, подтверждающие понесенные убытки в 2003 г. в связи с предоставлением льгот по оплате за природный газ в соответствии с Федеральным законом от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". Администрация муниципального образования (Заказчик) производит сверку представленных сведений и производит оплату расходов, понесенных исполнителем, на основании актов сверки и списков льготников.
Аналогичный механизм предусмотрен в данном договоре на возмещение затрат, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" в 2004 г. Согласно данному договору Общество (Поставщик) обязуется ежемесячно представлять Администрации (Плательщик) для сверки списки ветеранов, получивших льготы, с указанием в них ФИО получателя льгот, их домашнего адреса, N удостоверения ветерана, периода за который предоставлена услуга, объема предоставленных услуг. При этом после сверки списков оформляется и подписывается сторонами Акт сверки, на основании которого Плательщик производит оплату Поставщику.
Представленным Решением Арбитражного суда Смоленской области по делу N А-62-3994/2006, изготовленным в полном объеме 12.12.2006 г., которое на текущий момент вступило в силу, требования Общества о взыскании с Администрации МО "N-ский район", Департамента финансов, бюджета и государственного заказа N-ской области, Министерства Финансов РФ были частично оставлены без удовлетворения по причине отсутствия доказательств понесенных расходов. У Общества отсутствовали подписанные со стороны Администрации акты сверки на спорные суммы, при этом, рассматриваемые льготы, в большинстве своем, были предоставлены на основе неподтвержденных данных абонентского учета льготников, полученных от ГРО, без проведения проверки наличия прав граждан, на получение льгот.
Статьей 252 НК РФ установлены обязательные для любых расходов условия, при соблюдении которых расходы могут быть признаны в целях налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Для того, чтобы иметь возможность списать безнадежный долг, организации необходимо доказать не только, тот факт, что наступили основания, перечисленные в ст. 266 НК РФ, но и то обстоятельство, что данная дебиторская задолженность реально существует, а также подтвердить размер списываемой дебиторской задолженности, поскольку следование иной позиции означало бы, что организацией списывается в состав расходов несуществующий долг.
Таким образом, по нашему мнению, списание рассматриваемой задолженности как безнадежного долга в налоговом учете, при отсутствии ее документального подтверждения не соответствует нормам налогового законодательства.
В целях упорядочения учета задолженности, считаем целесообразным проведение инвентаризации правомерности предоставления льгот, в части суммы льгот, в компенсации которой судами отказано.
По итогам инвентаризации задолженность будет разделена на суммы правомерно и неправомерно предоставленных льгот, в соответствии с данными абонентского учета за соответствующий период.
В отношении сумм льгот, предоставленных гражданам, имевшим право на их получение, необходимо отметить следующее.
Как уже указывалось выше, ст. 266 НК РФ установлен закрытый перечень оснований для признания задолженности безнадежной. Очевидно, что прекращение обязательства в соответствии с указанными в данной статье основаниями крайне маловероятно.
При этом, по нашему мнению, у Общества отсутствуют основания для списания задолженности на основании истечении срока исковой давности.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке.
По смыслу ст.ст. 150, 151 АПК РФ не допускается повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, в отношении которых уже имеется вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда.
Соответственно в рассматриваемой ситуации Общество уже реализовало свое право на судебную защиту и само понятие "исковая давность" к рассматриваемой задолженности неприменимо.
Вместе с тем, обращаем Ваше внимание, что большинство арбитражных судов исходят из расширительного толкования положений ст. 265 НК РФ и признают возможным признание долга безнадежным и при наличии иных, неуказанных в данной статье оснований. При этом, суды исходит из фактической невозможности получения исполнения от должника. В частности, подобной позиции придерживается и ФАС Центрального округа: Постановления от 18 декабря 2006 г. N А54-1667/2006С2, от 5 августа 2005 г. дело N А62-8620/2004. Соответственно, в случае, если Общество примет решение о включении подобной задолженности в состав безнадежных долгов, то существует достаточно высокая вероятность, что при предъявлении претензий со стороны налоговых органов, суд признает правомерность занятой Обществом позиции.
В отношении льгот, предоставленных конкретным гражданам без достаточных на то оснований, необходимо отметить следующее.
В подобном случае должниками Общества продолжают оставаться граждане, с которых Обществом получило лишь часть стоимости потребленного ими газа.
Соответственно, в этом случае такая задолженность может быть признана безнадежной, в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 266 НК РФ, в частности, истечения срока исковой давности.
2. Как следует из представленных решений, суды пришли к выводу о том, что денежные средства, полученные из бюджетов различного уровня в связи с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
При этом как следует из решений, суды в отношении подтвержденных сумм льгот, приходят к выводу, что денежные средства, полученные из бюджетов в компенсацию льгот, в налоговую базу по НДС вообще не включаются. Соответственно, и в отношении аналогичных сумм компенсации льгот, во взыскании которых судом отказано следует вывод о том, что данные суммы, в части сумм льгот обоснованно предоставленных гражданам, также не включаются в налоговую базу по НДС, а значит, при списании такой задолженности у Общества отсутствует обязанность по перечислению соответствующей суммы НДС в бюджет.
В отношении сумм льгот, которые по итогам инвентаризации были определены как предоставленные гражданам безосновательно и являются их задолженностью по оплате за газ, следует отметить, что при списании такой задолженности либо истечении срока исковой давности, НДС в соответствующей сумме, в соответствии с п.п. 6 ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ, подлежит уплате в бюджет.

3. Бухгалтерский учет

Как следует из решений судов, суммы компенсации льгот при реализации газа льготным категориям населения в налоговую базу по НДС не включаются. Следовательно, в ранее сформированные бухгалтерские записи, отражающие начисление НДС, необходимо внести исправления. Внесение изменений в данные бухгалтерского учета производится в отчетном периоде, в котором были обнаружены искажения. В рассматриваемом случае, в отчетном периоде, в котором Обществом получено решение суда апелляционной инстанции.
Такой порядок предусмотрен п. 39 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н*(1): "Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных".
Порядок учета доходов (расходов) прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, предусмотрен ПБУ 9/99*(2), ПБУ 10/99*(3).
Согласно абз. 11 п. 7 ПБУ 9/99 в составе прочих доходов организации учитывается "прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году". Согласно абз. 11 п. 11 ПБУ 10/99 в составе прочих расходов организации учитываются "убытки прошлых лет, признанные в отчетном году". При этом исправительные записи отражаются по счету 91 "Прочие доходы и расходы".
Внесение исправительных записей в бухгалтерском учете оформляется бухгалтерской справкой, в которой:
описывается обнаруженная ошибка,
указывается отчетный период, к которому она относится,
указываются исправительные бухгалтерские записи,
делается ссылка на документы, подтверждающие описываемые факты.
Исправительные записи вносятся сторнировочными записями.

Пример.
В октябре 2007 г. получено решение суда апелляционной инстанции*(4).
Из решения суда следовало, что при реализации льготным категориям в 2004 году газа на сумму 100 рублей, с части, возмещаемой бюджетом (50% - 50 руб.) НДС начислять не следовало. Соответственно, октябрем 2007 года указанные суммы НДС должны быть отсторнированы.
Записи 2004 года:
Д 76 (компенсируемая бюджетом часть) 60 руб.
Д 90 К 76 "НДС отложенный" 10 руб.
Записи октября 2007 года:
Д 91 К 76 "НДС отложенный" (10) руб. Сторно - на дату вступления в законную силу решения суда апелляционной инстанции.

Вывод
1. Вступившее в законную силу решение суда об отказе во взыскании задолженности не является основанием для ее списания в целях исчисления налога на прибыль. В целях упорядочения учета задолженности, считаем целесообразным проведение инвентаризации правомерности предоставления льгот, в части суммы льгот, в компенсации которой судами отказано. По итогам инвентаризации у Общества могут возникнуть основания для признания подобной задолженности безнадежным долгом.
2. "Отложенный" НДС с задолженности бюджетов по компенсации предоставленных льгот населению по газу, в части сумм льгот обоснованно предоставленных гражданам, при ее оплате, либо списании, уплате в бюджет не подлежит. В отношении сумм льгот, которые по итогам инвентаризации были определены как предоставленные гражданам безосновательно и являются их задолженностью по оплате за газ, следует отметить, что при списании такой задолженности либо истечении срока исковой давности, НДС в соответствующей сумме, в соответствии с п.п. 6 ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ, подлежит уплате в бюджет.
3. Если обнаруженные ошибки относятся к прошлым отчетным периодам, исправления в бухгалтерскую отчетность за прошлый год не вносятся. Соответствующие доходы и расходы учитываются в отчетности того периода, в котором обнаружено искажение. Суммы соответствующих прибылей (убытков) отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы"*(5).

15 ноября 2007 г.

ООО "Аудит-новые технологии", ноябрь 2007 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Российской Федерации".
*(2) Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99".
*(3) Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99".
*(4) В соответствии с п. 5 ст. 271 АПК РФ Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Согласно п. 1 ст. 276 кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда.
*(5) Применительно корреспонденции счетов, отражающей финансово-хозяйственные операции, указанными рекомендациями следует руководствоваться рабочим планом счетов, утв. в составе учетной политики организации.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Списание кредиторской и дебиторской задолженности
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!