Является ли порядок внесения платы за отопление равномерно в течение года единственно возможным при расчетах между потребителем и исполнителем коммунальных услуг? Вправе ли органы местного самоуправления, исполнитель коммунальных услуг или собственники помещений изменять этот порядок?

К сожалению, ответы на данные вопросы нельзя назвать однозначными. Проблема главным образом состоит в том, что отношения между собственниками помещений (потребителями коммунальной услуги "отопление") и ТСЖ, ЖСК, управляющими компаниями (исполнителями коммунальных услуг) регулируются Жилищным кодексом и Правилами предоставления коммунальных услуг, а отношения между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг - Гражданским кодексом.
Так, согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Таким образом, ресурсоснабжающая организация и абонент (исполнитель коммунальных услуг) вправе при заключении договора предусмотреть условие об оплате услуги теплоснабжения только в отопительный период (особенно при наличии общедомового прибора учета).
Что касается порядка расчета между исполнителем и потребителем коммунальных услуг, то согласно пп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения 2 к данным правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Иначе говоря, альтернативы не предусмотрено. Напомним, что ранее, в период действия Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099, плата за услуги вносилась равномерно в течение года, если иное не было установлено договором (п. 2.4).
На сегодняшний день однозначна и позиция Минрегиона РФ, полагающего, что плата за отопление должна вноситься круглый год равномерными платежами даже при наличии общедомового прибора учета (Письмо от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07).
Между тем на практике в различных муниципальных образованиях действует несколько вариантов оплаты отопления: местные администрации закрепляют как единственно возможные (либо по 1/12 годовой платы за теплоснабжение ежемесячно, либо только в течение отопительного сезона по фактическому потреблению), так и альтернативные способы оплаты (предлагают собственникам по своему усмотрению решить, как им удобнее оплачивать услугу по отоплению квартиры). Безусловно, такое положение дел вызвано объективными факторами. С одной стороны, расчет за фактически потребленную тепловую энергию по показаниям счетчика исключительно в отопительный период для ресурсоснабжающей организации означает устранение имеющегося несоответствия, когда оплата от населения поступает в течение всего года, а теплоснабжающие организации расплачиваются за потребленный газ (энергию, иное топливо) в течение отопительного сезона. С другой стороны, возрастает количество многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, собственники которых не желают ежемесячно переплачивать и только в конце года видеть результаты экономии при корректировке.
Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все граждане заинтересованы в оплате отопления только в отопительный период. Так, в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга обратился гражданин, недовольный тем, что ЖСК начисляет плату за отопление только в отопительный сезон, на что Госжилинспекция дала разъяснение о неправомерности действий председателя ЖСК (Письмо от 29.05.2009 N 1631/09-1).
Таким образом, напрашивается вывод о неправомерности действий органов местного самоуправления, устанавливающих порядок оплаты услуги по отоплению только в отопительный сезон. Между тем управляющие компании и ТСЖ, инициирующие судебные разбирательства о признании подобных решений муниципальных органов недействующими, не находят поддержки арбитров. По мнению последних, оспариваемые акты не нарушают права заявителей, поскольку их отношения с ресурсоснабжающими организациями Правилами предоставления коммунальных услуг не регламентируются (см. постановления ФАС ПО от 22.05.2008 N А57-9472/07, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 N А72-8052/2008). Представляется, что если такие акты оспаривались бы гражданами, то решение суда было бы прямо противоположное.

М.А. Пургина

1 сентября 2009 г.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2009 г.


Copyright 2010 Бухгалтерия в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Директ:

Бухгалтерский учет:

Счета бухгалтерского учета:

Бухгалтерский учет отдельных операций:

Прочие вопросы:

Вопросы о налогах и сборах

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог:

Другое:

Прочие вопросы налогообложения:

Эта информация вам будет интересна:
 



Rambler's Top100

Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Учет в жилищно-коммунальном хозяйстве
Страница >> 1 >>
Бухгалтерия в вопросах и ответах!